Амдерма — ещё один исчезающий город на берегу холодного Карского моря. Окруженный с одной стороны замерзающими зимой водами северного моря, а с другой сотнями километров болотистой тундры его по праву можно назвать одним из самых труднодоступных городов построенных при Советском Союзе.
Основателем же города в какой-то мере можно считать командира геологической экспедиции Петра Александровича Шрубко. Его экспедиция нашла в этих суровых землях огромные запасы минерала флюорита в 1932 году.
Минерал был столь важен для развивающейся промышленности СССР, что уже в 1933 году здесь был основан рудник и начинается строится инфраструктура…
Флюорит или иначе плавиковый шпат — стратегически важный ресурс. Долгое время его приходилось покупать из-за рубежа, что делало многие отрасли промышленности зависимыми от поставок из вне.
Минерал же этот нужен был для придания алюминию необходимых для использовании в авиационной промышленности свойств. Также, флюорит использовался при создании оптических стекол.
Огромное количество ржавых бочек на берегу — типичный пейзаж для северного города. Отрезанный от большой земли значительное количество времени, город напрямую зависел от завоза запасов топлива во время летней навигации.
После окончания Великой Отечественной Войны, Амдерма из шахтерского городка превращается в город полярников и военных. Из-за того, что были найдены новые более легкие для разработки запасы флюорита, город решили развивать как плацдарм для исследования Арктики.
Сейчас, Амдерма представляет собой довольно грустное зрелище. Огромное количество заброшенных домов и строений. Ржавеющие на берегу корабли и техника — все это результат событий начавшихся тут в далеком в 1993 году.
Пик развития города пришелся на 70-е годы, когда населения его достигло отметки в 15 тысяч человек.
Но после развала СССР город стремительно пустеет и к 2013 году официально в Амдерме проживает всего 350 человек.
Амдерма постепенно превращается в еще один город призрак. Причиной тому закрытие и расформирование воинских частей, которые в конечном итоге стали основной «градообразующей» структурой.
Сейчас в Амдерме безлюдно. Если переводить название с ненецкого языка, то означает оно «лежбище моржей». Сдается мне, что в ближайших 100 километрах моржей намного больше чем людей.
А заброшенных мест в городе намного больше чем действующих. Выкрашенные в яркие цвета дома — выцвели и смотрят на море пустыми глазницами выбитых окон.
Причалы и пирсы опустели.
Инфраструктура города стремительно ветшает и разрушается. Поддерживать в хорошем состоянии целый город ради трех сотен человек нет ни средств ни необходимости.
Отсутствие людей имеет и положительные стороны. Здесь можно найти огромное количество живописных «кладбищ кораблей» и многочисленную заброшенную ржавую технику.
Пункт приема металлолома тут нет и поэтому весь металл разбирается очень медленно. Конечно, цветной металл вытащили и тут, но горы ржавых металлических каркасов все еще скрашивают эти холодные пейзажи.
При этом, некоторая заброшенная техника настолько старая, что кажется еще привезена в те годы когда СССР дружил с Германией.
Заброшенные корабли — танкеры, малые рыболовецкие суда и небольшие катера береговой охраны. Все это навсегда останется ржаветь на причалах Амдермы.
Сейчас, это город призрак, одно сплошное заброшенное место где лишь иногда встречаются очаги цивилизации.
Но кто знает, возможно наши новые интересы в Арктике и вдохнут жизнь в пустеющий город, посмотрим.
У нас сложно строить далеко идущие планы и делать прогнозы. Поживем — увидим. В некоторых ситуациях нам остается только наблюдать…
Фотоматериалы Raplh Mirebs, текст и редактура NordSkif