Есть где-то такие компании мечты, где сотрудники самомотивированные, профессиональные, позитивные, активные, дружные и безусловно доверяющие своему руководителю, которые с рвением берутся за любую задачу. Если у Вас в компании все именно так, даже не читайте эту заметку.
Реальность сурова, и такая идиллия не везде и не всегда.
Знакома ли Вам подобная ситуация?
Директор с горящими глазами принес какую-то брошюру с выставки, передает ее менеджеру по продажам с пожеланиями скорее заняться этим направлением/этим перспективным клиентом/узнать что-нибудь и т.п. Но проходит день, неделя, месяц… Брошюрка уже пожелтела и запылилась на подоконнике. Когда руководитель вспомнит про задание, даже не сомневайтесь, у менеджера найдется 2-3 логичных и аккуратных отмазки, почему вопрос не двигается.
Творческие задачи, задачи за рамками очерченного функционала, задачи, которые решаемы, только если напрячься, выкрутиться, хорошо подумать и побегать... Именно благодаря решению таких вопросов компания растет, развивается, приобретает собственную уникальность и ценность.
Далеко не все сотрудники спешат в это впрягаться.
Разочарованный директор снова и снова задается вопросами:
- Почему они не работают?
- Почему они такие инертные?
- Почему их надо постоянно подгонять?
Есть ответ. Здесь все просто и сложно одновременно.
Надо спрашивать не «почему», а «зачем».
Сотрудник сделает хорошо, сделает «как для себя», только осознавая, зачем ему это надо. Руководство оценит его труд и получится выйти на новую карьерную ступень? Он сможет получить повышенный квартальный бонус и полетит отдыхать в Доминикану вместо Турции? А, может, благодаря этому в коллективе к нему отношение потеплеет и его позовут на субботний футбольный матч?
Чтобы понимать это заветное ЗАЧЕМ надо знать не только обязанности сотрудника, но и то, чем он живет, к чему он стремится. У каждого есть своя генеральная цель, свои интересы, слабости. Люди – это самый ценный ресурс и обращаться с ним надо бережно и внимательно.
Мотивация – это не только «зарплата на уровне среднерыночной по городу» и корпоратив в хорошем кабаке. Мотивация – это желание покопаться и понять, что у него там внутри, что им движет. Для этого нужно больше общаться с каждым сотрудником и учиться смотреть на проблему его глазами.
Вера Бокарева, тренер-консультант по продажам и маркетингу