Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Некогда этот поезд был набит пассажирами битком, а сегодня ходит почти пустой

Поезд "Снежинка" прибывает на станцию Соблаго с тепловозом серии М62 в оригинальной зелёной ливрее МПС, ОКТ ж.д. Тверская обл. Фото: Денис Доронин
Поезд "Снежинка" прибывает на станцию Соблаго с тепловозом серии М62 в оригинальной зелёной ливрее МПС, ОКТ ж.д. Тверская обл. Фото: Денис Доронин
"Имя этого встречного поезда в осташковских краях - "Снежинка", наверное потому что зимой он действительно мелькает в пространстве леса среди деревьев как снежинка. Этот поезд привозит хлеб туда где нет других дорог. Много раз пытались отменить "Снежинку", закрыть селижаровскую дорогу, но нет, не прожить без них в этом краю...

А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Отправление поезда №653 со станции Торжок под паровозом серии Л в рамках проведения паровозной обкатки и киносъёмок селижаровской линии, 1990г. Фото из архива ВОЛЖД
Отправление поезда №653 со станции Торжок под паровозом серии Л в рамках проведения паровозной обкатки и киносъёмок селижаровской линии, 1990г. Фото из архива ВОЛЖД

"Снежинка" - маленький поезд сообщением Осташков-Торжок, курсировавший на заповедной селижаровской линии прилегающей к Бологое-Полоцкой дороге в узле Соблаго. Примечателен он тем, что это был полноценный поезд дальнего следования, который имел трехзначную нумерацию №653/654 наравне с "Московским", курсировавшим здесь же на этой линии.

"Снежинка" на станции Шуваево, ОКТ ж.д., ветка Торжок-Соблаго, 1990г. Фото из архива ВОЛЖД
"Снежинка" на станции Шуваево, ОКТ ж.д., ветка Торжок-Соблаго, 1990г. Фото из архива ВОЛЖД
Путейцы на остановочном пункте Шуваево ждут пригородный поезд "Снежинку" чтобы уехать в Селижарово, наши дни. Фото: Алексей Алексеев
Путейцы на остановочном пункте Шуваево ждут пригородный поезд "Снежинку" чтобы уехать в Селижарово, наши дни. Фото: Алексей Алексеев

Поезд состоял всего из 5 вагонов: как правило это были 3-4 классных межобластных сидячих или плацкартных вагона и "хлебный" вагон-магазин. Позднее, после отмены "хлебного" вагона состав поезда сократился всего до 3 классных вагонов, за что иногда здесь его стали так и называть - "трёхвагонным". Поезд курсировал в тех краях ежедневно. По четным дням недели отправлялся из Торжка в Осташков, по нечетным в обратном направлении и шёл днём.

Это был настоящий, в полном смысле этого слова, поезд жизни, доставлявший по пути следования хлеб людям в труднодоступные уголки на северо-западе Тверской (тогда ещё Калининской) области и обеспечивая регулярное сообщение в этом глухом краю где нет других дорог кроме железной. Их и сегодня там до сих пор нет, только вот и жизнь практически уже исчезла из этих заповедных мест теперь уже наверное навсегда.

Поезд "Снежинка" и выгрузка хлеба на станции Жукопа, ОКТ ж.д., ветка Торжок-Соблаго. Фото из архива ВОЛЖД
Поезд "Снежинка" и выгрузка хлеба на станции Жукопа, ОКТ ж.д., ветка Торжок-Соблаго. Фото из архива ВОЛЖД
Чётная горловина бывшей станции Жукопа, разобранное путевое развитие, наши дни. Фото: Алексей Алексеев
Чётная горловина бывшей станции Жукопа, разобранное путевое развитие, наши дни. Фото: Алексей Алексеев

Как происходила доставка хлеба поездом на селижаровсой линии я уже подробно описывал в одной из публикаций сделанных ранее. Если вы пропустили её то можете найти её здесь.

Типичная картина тех лет - местные жители толпятся у "Снежинки" с мешками и сумками в очереди за хлебом, ветка Торжок-Соблаго, начало 90-х прошлого века. Фото из архива ВОЛЖД
Типичная картина тех лет - местные жители толпятся у "Снежинки" с мешками и сумками в очереди за хлебом, ветка Торжок-Соблаго, начало 90-х прошлого века. Фото из архива ВОЛЖД

Не стало и тех станций и разъездов в глуши селижаровской линии с ласкающими душу причудливыми названиями: Жукопа, Лохово, Горицы, Славотино, Красицы, Новосёлки, Брылёво, Бакунино, Трясёнка, Щербово, Скрипково. Сегодня это просто остановочные пункты с минутной стоянкой поезда.

"Снежинка" прибывает на станцию Соблаго где её уже встречает на платформе народ. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", 1997г. Сегодня такой картины уже не увидишь в тех местах, совсем практически уже обезлюдели.
"Снежинка" прибывает на станцию Соблаго где её уже встречает на платформе народ. Скриншот из к/ф "Бологое-Полоцкая", 1997г. Сегодня такой картины уже не увидишь в тех местах, совсем практически уже обезлюдели.

Как собственно не стало и того маленького поезда, гордо носившего трехзначный номер ПДСа. С началом 90-х прошлого века количество вагонов в составе и без того короткой "Снежинки" неуклонно снижалось. Причина всему этому проста - снижение пассажиропотока, вследствие угасания жизни в российской глубинке, вымирания деревень и посёлков через которые проходила магистраль.

Позднее, в начале нулевых, этот поезд из пассажирского стал грузопассажирским, когда к оставшемуся в его составе всего одному классному вагону стали прицеплять грузовые вагоны на станциях следования. Например, на станции Селижарово регулярно к "Снежинке" прицепляли крытые грузовые вагоны с топливными брикетами местного производства, при этом здорово выбивая его из графика следования из-за потери времени при прицепке вагонов и выполнения сокращенной пробы автотормозов.

Грузопассажирский поезд Осташков-Торжок отправляется со станции Осташков под легендарным тепловозом серии ДМ62, ходившим ранее в составе поездов БЖРК, Бологое-Полоцкая линия, ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото "Галерея паровоза ИС"
Грузопассажирский поезд Осташков-Торжок отправляется со станции Осташков под легендарным тепловозом серии ДМ62, ходившим ранее в составе поездов БЖРК, Бологое-Полоцкая линия, ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото "Галерея паровоза ИС"

Думаю такие задержки были крайне неудобны для оставшихся хоть и немногочисленных пассажиров, следовавших этим поездом. При прицепке к пассажирскому поезду грузовых вагонов поезд следовал естественно на автотормозах, а не на ЭПТ (электро-пневматических) как это и положено обычно при вождении пассажирских поездов. Плавность следования поезда в таком случае оставляла желать лучшего. А на сложном перевалистом профиле селижаровской линии (проложенной в своё время как подъездной путь, связавший бумажную фабрику Юлии Кувшиновой в одноименном поселке Кувшиново с Торжком и Бологое-Полоцкой линией) ох и здорово же на поддавали пинков пассажирскому вагону грузовые с лесом прицепленные к нему сзади из-за частых торможений, которых машинисту было просто не избежать.

Грузопассажирский поезд сообщением Осташков-Торжок на станции Ранцево, Тверская обл. Фото "Галерея паровоза ИС"
Грузопассажирский поезд сообщением Осташков-Торжок на станции Ранцево, Тверская обл. Фото "Галерея паровоза ИС"

Сегодня "Снежинка", все ещё курсирующая в этих совсем уже обезлюдевших краях, выглядит вот так.

Пригородный поезд №6956/6955 сообщение Осташков-Кувшиново на станции Соблаго. Фото: Денис Доронин
Пригородный поезд №6956/6955 сообщение Осташков-Кувшиново на станции Соблаго. Фото: Денис Доронин

Тепловоз и всего один классный сидячий вагон. Маршрут следования как и количество вагонов в составе поезда также существенно сократился. Теперь поезд следует из Осташкова только до Кувшиново и в обратном направлении в тот же день. Предпринятая в 2018 году попытка восстановить его до Торжка оказалась провальной. На поезде банально перестали вообще ездить люди, поскольку исчезла возможность уехать в тот же день обратно. Поэтому в 2019 году маршрут следования вновь сделали только до Кушиново.

Немногочисленные пассажиры ожидают "Снежинку" на станции Ранцево чтобы добраться до Кувшиново. Март 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Немногочисленные пассажиры ожидают "Снежинку" на станции Ранцево чтобы добраться до Кувшиново. Март 2015г. Фото: Алексей Алексеев

В былые времена поезд был довольно густо населён пассажирами, а в летний период был буквально набит битком. В настоящее же время на нём лишь можно заметить немногочисленный народ садящийся в него в Шуваево, который ездит за продуктами и вещевой рынок в Селижарово, успевая там днём сделать свои дела и вернуться затем на поезде обратно. Небольшой пассажиропоток можно заметить на нём из Кувшиново в Ранцево, люди следуют туда к себе на дачи, да из Осташкова до Сигово к которому до сих пор нет других дорог и довольно населенный посёлок Пено.

Некогда на линии было весьма многолюдно. Ветка Торжок-Соблаго. Фото из архива ВОЛЖД
Некогда на линии было весьма многолюдно. Ветка Торжок-Соблаго. Фото из архива ВОЛЖД

Пережив даже ходивший здесь "Московский", оставшийся обрубок от "Снежинки" остаётся не только можно уже сказать старожилом на этой ветке, но и практически вообще оставшимся единственным поездом, курсирующем на этой ветке сегодня всего два раза в неделю, понедельник и пятницу. Другого движения по этой линии сегодня нет. А на участке Кувшиново-Торжок теперь вновь нет абсолютно никакого движения пассажирских поездов.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!