"Имя этого встречного поезда в осташковских краях - "Снежинка", наверное потому что зимой он действительно мелькает в пространстве леса среди деревьев как снежинка. Этот поезд привозит хлеб туда где нет других дорог. Много раз пытались отменить "Снежинку", закрыть селижаровскую дорогу, но нет, не прожить без них в этом краю...
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.
"Снежинка" - маленький поезд сообщением Осташков-Торжок, курсировавший на заповедной селижаровской линии прилегающей к Бологое-Полоцкой дороге в узле Соблаго. Примечателен он тем, что это был полноценный поезд дальнего следования, который имел трехзначную нумерацию №653/654 наравне с "Московским", курсировавшим здесь же на этой линии.
Поезд состоял всего из 5 вагонов: как правило это были 3-4 классных межобластных сидячих или плацкартных вагона и "хлебный" вагон-магазин. Позднее, после отмены "хлебного" вагона состав поезда сократился всего до 3 классных вагонов, за что иногда здесь его стали так и называть - "трёхвагонным". Поезд курсировал в тех краях ежедневно. По четным дням недели отправлялся из Торжка в Осташков, по нечетным в обратном направлении и шёл днём.
Это был настоящий, в полном смысле этого слова, поезд жизни, доставлявший по пути следования хлеб людям в труднодоступные уголки на северо-западе Тверской (тогда ещё Калининской) области и обеспечивая регулярное сообщение в этом глухом краю где нет других дорог кроме железной. Их и сегодня там до сих пор нет, только вот и жизнь практически уже исчезла из этих заповедных мест теперь уже наверное навсегда.
Как происходила доставка хлеба поездом на селижаровсой линии я уже подробно описывал в одной из публикаций сделанных ранее. Если вы пропустили её то можете найти её здесь.
Не стало и тех станций и разъездов в глуши селижаровской линии с ласкающими душу причудливыми названиями: Жукопа, Лохово, Горицы, Славотино, Красицы, Новосёлки, Брылёво, Бакунино, Трясёнка, Щербово, Скрипково. Сегодня это просто остановочные пункты с минутной стоянкой поезда.
Как собственно не стало и того маленького поезда, гордо носившего трехзначный номер ПДСа. С началом 90-х прошлого века количество вагонов в составе и без того короткой "Снежинки" неуклонно снижалось. Причина всему этому проста - снижение пассажиропотока, вследствие угасания жизни в российской глубинке, вымирания деревень и посёлков через которые проходила магистраль.
Позднее, в начале нулевых, этот поезд из пассажирского стал грузопассажирским, когда к оставшемуся в его составе всего одному классному вагону стали прицеплять грузовые вагоны на станциях следования. Например, на станции Селижарово регулярно к "Снежинке" прицепляли крытые грузовые вагоны с топливными брикетами местного производства, при этом здорово выбивая его из графика следования из-за потери времени при прицепке вагонов и выполнения сокращенной пробы автотормозов.
Думаю такие задержки были крайне неудобны для оставшихся хоть и немногочисленных пассажиров, следовавших этим поездом. При прицепке к пассажирскому поезду грузовых вагонов поезд следовал естественно на автотормозах, а не на ЭПТ (электро-пневматических) как это и положено обычно при вождении пассажирских поездов. Плавность следования поезда в таком случае оставляла желать лучшего. А на сложном перевалистом профиле селижаровской линии (проложенной в своё время как подъездной путь, связавший бумажную фабрику Юлии Кувшиновой в одноименном поселке Кувшиново с Торжком и Бологое-Полоцкой линией) ох и здорово же на поддавали пинков пассажирскому вагону грузовые с лесом прицепленные к нему сзади из-за частых торможений, которых машинисту было просто не избежать.
Сегодня "Снежинка", все ещё курсирующая в этих совсем уже обезлюдевших краях, выглядит вот так.
Тепловоз и всего один классный сидячий вагон. Маршрут следования как и количество вагонов в составе поезда также существенно сократился. Теперь поезд следует из Осташкова только до Кувшиново и в обратном направлении в тот же день. Предпринятая в 2018 году попытка восстановить его до Торжка оказалась провальной. На поезде банально перестали вообще ездить люди, поскольку исчезла возможность уехать в тот же день обратно. Поэтому в 2019 году маршрут следования вновь сделали только до Кушиново.
В былые времена поезд был довольно густо населён пассажирами, а в летний период был буквально набит битком. В настоящее же время на нём лишь можно заметить немногочисленный народ садящийся в него в Шуваево, который ездит за продуктами и вещевой рынок в Селижарово, успевая там днём сделать свои дела и вернуться затем на поезде обратно. Небольшой пассажиропоток можно заметить на нём из Кувшиново в Ранцево, люди следуют туда к себе на дачи, да из Осташкова до Сигово к которому до сих пор нет других дорог и довольно населенный посёлок Пено.
Пережив даже ходивший здесь "Московский", оставшийся обрубок от "Снежинки" остаётся не только можно уже сказать старожилом на этой ветке, но и практически вообще оставшимся единственным поездом, курсирующем на этой ветке сегодня всего два раза в неделю, понедельник и пятницу. Другого движения по этой линии сегодня нет. А на участке Кувшиново-Торжок теперь вновь нет абсолютно никакого движения пассажирских поездов.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!