Хороший вопрос, думаю особенно для жителей крупных городов и мегаполисов, которым такую картину маловероятно, что приходилось когда-либо видеть своими глазами. Эта картина взята уже из прошлой жизни, повествующая нам о быте деревенских людей, работавших когда-то и живущих в глуши вдоль железной дороги на рубеже столетий.
И государство в то ещё время, своих как говорится не бросало, всячески помогая людям выжить в глубинке. Как и этот маленький пригородный поезд, курсировавший на селижаровской линии Торжок-Соблаго. И это причём не далеко от столицы всё происходило, всего то в 300-400 км от Москвы, Тверская область.
До конца 90-х в составе пригородных поездов ходил "хлебный" вагон или вагон-лавка НОД-11 Ржев. На каждой станции были ОРСовские магазины.
(прим. ОРС - Отдел Рабочего Снабжения. Орсовские магазины - это были отраслевые магазины для работников транспорта, появились они ещё в 1931-1932 годах).
МПС (Министерство Путей Сообщения) тогда о людях заботилось. Порой, это был единственный магазин на весь населённый пункт на несколько километров в округе, где не было никаких других дорог, кроме железной (их и сейчас нет, как почти уже нет и этих населённых пунктов).
Курсировали вагоны-лавки и на Бологое-Полоцкой линии в составе поезда №291/292 сообщением Бологое-Великие Луки прозванного в здешних местах "Горбатым" и в составе "Снежинки" на селижаровской линии Торжок-Соблаго №653/654 (о ней я ещё буду вам рассказывать на канале "Заповедная магистраль").
Ниже представлен скриншот из фильма "Бологое-Полоцкая" 1997г, на котором мы и видим тот самый ОРСовский продуктовый магазин, какой-то хоз склад, а между ними узкоколейная дорога (там где стоят мальчишки), ведущая со станции в саму деревню Жукопа, расположенной чуть меньше километра отсюда и справа "тренога" геодезического пункта.
А самое главное здесь жили люди, простые люди... Жизнь в тех местах была незатейливая, сугубо деревенского уклада, с запахом свежескошенного по утру сена, наколотых и аккуратно сложенных в поленницу березовых дров. Ароматом свежего воздуха, врывающимся с порывом ветра из лесного массива и резкой, бьющей прямо в нос креозотной шпалопропитки, исходившей от этой ж.д. линии лежащей до сих пор на песке и деревянных шпалах.
Взгляните теперь как в наши дни там всё изменилось до неузнаваемости. Когда я был мальчишкой и смотрел фильм "Бологое-Полоцкая" режиссёра А.Вульфова, мне очень хотелось попасть в это заповедное место, станцию Жукопа, расположенную на краю одноименной реки, чтобы увидеть вот эту деревенскую жизнь... Но я опоздал, опоздал туда на несколько лет, может даже десяток, и ничего этого уже своими глазами здесь не увидел. Безлюдье кругом. И только одиноко возвышающаяся над окрестностью водонапорная башня говорит нам о том, что это то самое место...
Продукты и товары первой необходимости и доставлял "хлебный" вагон. Алюминиевые ящики с хлебом очень быстро сгружались, пустые, выставленные на перрон перед поездом, также быстро закидывались обратно в поезд - и пошла бойкая торговля.
Хлеба брали помногу, как говориться впрок, с запасом. К поезду приходили бабы и мужики с мешками. Зачастую бывало так, поскольку времени на стоянку поезда было всегда очень мало, всего одна-две минуты на всё про всё, на земле расстилали брезент. Народ, с заранее уже приготовленной суммой денег, подходил к начальнику вагона-лавки. И тот, узнавая от жителей сколько требуется отгрузить им буханок (в каждом ящике было строго определенное количество хлеба) брал пару ящиков да и сбрасывал их содержимое прямо на землю, на заранее уложенный брезент. Брали себе и соседям, а также им кормили скотину и домашнюю птицу. Конечно и в то время это вызывало бурное недовольство, как это мол так, кормить курей и поросят хлебом?! Но вот так и выживали в глубинке.
Локомотивная бригада, отправляясь в поездку с этим поездом, никогда не брала с собой хлеб из дома . А зачем, когда можно было взять свежий как чёрный так и белый, порой ещё теплый, прямо из поезда. При этом поезд в те годы курсировал в тех краях ежедневно.
Взгляните на лица этих людей. Уходящее поколение, старики да старухи в основном, жившие на периферии в российской глубинке. Ушло это поколение, а вместе с ним практически закончилась в этих местах и жизнь...
Если хотите глубже проникнуться атмосферой той деревенской жизни, что была когда-то вдоль линии на Бологое-Полоцкой дороге и прилегающей к ней селижаровской ветке, посмотрите короткометражный фильм режиссёра Алексея Вульфова, снятый на закате той уже безвозвратно ушедшей эпохе.
На примере отрешенной от Большого Мира железной дороги, ее истории и повседневности, самобытной старинной архитектуры и местности, окружающей ее, представлен особый пласт российской жизни. Бологое-Полоцкая - это тот уголок бытия, который чаще всего остается незаметным человеку, особенно городскому, однако заинтересованный взгляд найдет здесь столько смысла и красоты...
А ещё этот фильм об удивительных локомотивах, у которых в голосе гудка голоса целых столетий.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!