Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Для чего толпился народ каждый день у этого поезда?

Станция Брылёво, линия Торжок-Соблаго. Деревенский народ толпится у пригородного поезда №653/654 Торжок-Осташков. Фото из архива ВОЛЖД
Станция Брылёво, линия Торжок-Соблаго. Деревенский народ толпится у пригородного поезда №653/654 Торжок-Осташков. Фото из архива ВОЛЖД

Хороший вопрос, думаю особенно для жителей крупных городов и мегаполисов, которым такую картину маловероятно, что приходилось когда-либо видеть своими глазами. Эта картина взята уже из прошлой жизни, повествующая нам о быте деревенских людей, работавших когда-то и живущих в глуши вдоль железной дороги на рубеже столетий.

И государство в то ещё время, своих как говорится не бросало, всячески помогая людям выжить в глубинке. Как и этот маленький пригородный поезд, курсировавший на селижаровской линии Торжок-Соблаго. И это причём не далеко от столицы всё происходило, всего то в 300-400 км от Москвы, Тверская область.

Выгрузка хлеба на станции Соблаго, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Скриншот из фильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.
Выгрузка хлеба на станции Соблаго, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Скриншот из фильма "Бологое-Полоцкая", 1997г.

До конца 90-х в составе пригородных поездов ходил "хлебный" вагон или вагон-лавка НОД-11 Ржев. На каждой станции были ОРСовские магазины.

(прим. ОРС - Отдел Рабочего Снабжения. Орсовские магазины - это были отраслевые магазины для работников транспорта, появились они ещё в 1931-1932 годах).
МПС (Министерство Путей Сообщения) тогда о людях заботилось. Порой, это был единственный магазин на весь населённый пункт на несколько километров в округе, где не было никаких других дорог, кроме железной (их и сейчас нет, как почти уже нет и этих населённых пунктов).

Курсировали вагоны-лавки и на Бологое-Полоцкой линии в составе поезда №291/292 сообщением Бологое-Великие Луки прозванного в здешних местах "Горбатым" и в составе "Снежинки" на селижаровской линии Торжок-Соблаго №653/654 (о ней я ещё буду вам рассказывать на канале "Заповедная магистраль").

Ниже представлен скриншот из фильма "Бологое-Полоцкая" 1997г, на котором мы и видим тот самый ОРСовский продуктовый магазин, какой-то хоз склад, а между ними узкоколейная дорога (там где стоят мальчишки), ведущая со станции в саму деревню Жукопа, расположенной чуть меньше километра отсюда и справа "тренога" геодезического пункта.

ОРСовский магазин на станции Жукопа и "тренога" геодезического пункта справа, ветка Торжок-Соблаго, скриншот из фильма "Бологое-Полоцкая", 90-е ХХ века
ОРСовский магазин на станции Жукопа и "тренога" геодезического пункта справа, ветка Торжок-Соблаго, скриншот из фильма "Бологое-Полоцкая", 90-е ХХ века

А самое главное здесь жили люди, простые люди... Жизнь в тех местах была незатейливая, сугубо деревенского уклада, с запахом свежескошенного по утру сена, наколотых и аккуратно сложенных в поленницу березовых дров. Ароматом свежего воздуха, врывающимся с порывом ветра из лесного массива и резкой, бьющей прямо в нос креозотной шпалопропитки, исходившей от этой ж.д. линии лежащей до сих пор на песке и деревянных шпалах.

Станция Жукопа, линия Торжок-Соблаго, конец 80-х прошлого столетия. Фото из архива ВОЛЖД
Станция Жукопа, линия Торжок-Соблаго, конец 80-х прошлого столетия. Фото из архива ВОЛЖД
Река Жукопа, вид со стороны бывшей станции, лето 2017г. Фото: Алексей Алексеев
Река Жукопа, вид со стороны бывшей станции, лето 2017г. Фото: Алексей Алексеев

Взгляните теперь как в наши дни там всё изменилось до неузнаваемости. Когда я был мальчишкой и смотрел фильм "Бологое-Полоцкая" режиссёра А.Вульфова, мне очень хотелось попасть в это заповедное место, станцию Жукопа, расположенную на краю одноименной реки, чтобы увидеть вот эту деревенскую жизнь... Но я опоздал, опоздал туда на несколько лет, может даже десяток, и ничего этого уже своими глазами здесь не увидел. Безлюдье кругом. И только одиноко возвышающаяся над окрестностью водонапорная башня говорит нам о том, что это то самое место...

То же самое место в наши дни... Взгляните как здесь всё изменилось. Жизнь покинула эти места
То же самое место в наши дни... Взгляните как здесь всё изменилось. Жизнь покинула эти места
Продукты и товары первой необходимости и доставлял "хлебный" вагон. Алюминиевые ящики с хлебом очень быстро сгружались, пустые, выставленные на перрон перед поездом, также быстро закидывались обратно в поезд - и пошла бойкая торговля.

Прибытие пригородного поезда "Снежинка" №653/654 сообщением Торжок-Осташков с вагоном-лавкой на станцию Жукопа. Фото из архива ВОЛЖД
Прибытие пригородного поезда "Снежинка" №653/654 сообщением Торжок-Осташков с вагоном-лавкой на станцию Жукопа. Фото из архива ВОЛЖД
Ж.д. мост пересекающий реку Жукопа, линия Торжок-Соблаго. Фото: Алексей Алексеев
Ж.д. мост пересекающий реку Жукопа, линия Торжок-Соблаго. Фото: Алексей Алексеев

Хлеба брали помногу, как говориться впрок, с запасом. К поезду приходили бабы и мужики с мешками. Зачастую бывало так, поскольку времени на стоянку поезда было всегда очень мало, всего одна-две минуты на всё про всё, на земле расстилали брезент. Народ, с заранее уже приготовленной суммой денег, подходил к начальнику вагона-лавки. И тот, узнавая от жителей сколько требуется отгрузить им буханок (в каждом ящике было строго определенное количество хлеба) брал пару ящиков да и сбрасывал их содержимое прямо на землю, на заранее уложенный брезент. Брали себе и соседям, а также им кормили скотину и домашнюю птицу. Конечно и в то время это вызывало бурное недовольство, как это мол так, кормить курей и поросят хлебом?! Но вот так и выживали в глубинке.

Локомотивная бригада, отправляясь в поездку с этим поездом, никогда не брала с собой хлеб из дома . А зачем, когда можно было взять свежий как чёрный так и белый, порой ещё теплый, прямо из поезда. При этом поезд в те годы курсировал в тех краях ежедневно.

Выгрузка и торговля хлебом из вагона-лавки на селижаровской линии. Присмотревшись к фото, можно увидеть алюминиевые ящики из под хлеба. Фото из архива ВОЛЖД
Выгрузка и торговля хлебом из вагона-лавки на селижаровской линии. Присмотревшись к фото, можно увидеть алюминиевые ящики из под хлеба. Фото из архива ВОЛЖД

Взгляните на лица этих людей. Уходящее поколение, старики да старухи в основном, жившие на периферии в российской глубинке. Ушло это поколение, а вместе с ним практически закончилась в этих местах и жизнь...

Выгрузка и торговля хлебом из вагона-лавки на селижаровской линии. Все те же алюминиевые ящики с хлебом. Фото из архива ВОЛЖД
Выгрузка и торговля хлебом из вагона-лавки на селижаровской линии. Все те же алюминиевые ящики с хлебом. Фото из архива ВОЛЖД

Если хотите глубже проникнуться атмосферой той деревенской жизни, что была когда-то вдоль линии на Бологое-Полоцкой дороге и прилегающей к ней селижаровской ветке, посмотрите короткометражный фильм режиссёра Алексея Вульфова, снятый на закате той уже безвозвратно ушедшей эпохе.

На примере отрешенной от Большого Мира железной дороги, ее истории и повседневности, самобытной старинной архитектуры и местности, окружающей ее, представлен особый пласт российской жизни. Бологое-Полоцкая - это тот уголок бытия, который чаще всего остается незаметным человеку, особенно городскому, однако заинтересованный взгляд найдет здесь столько смысла и красоты...
А ещё этот фильм об удивительных локомотивах, у которых в голосе гудка голоса целых столетий.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!