Найти тему
Sakh.online

Дорога без пешеходов

Оглавление

Автомобилисты хотят ездить по свободным дорогам.

Как разгрузить центр  Южно-Сахалинска от автомобилей, которые уже скоро будут стоять друг на друге - вопрос архиважный. Skr.su попытался в нем разобраться.

Уберите светофоры

Автомобильный транспорт является одним из основных источников техногенной нагрузки на окружающую среду Южно-Сахалинска. Наши машины, без которых многие не мыслят жизни, – основные виновники грязного воздуха.

Напомним, что каждый легковой автомобиль, в зависимости от класса, в год выбрасывает в окружающую среду от 256,5 до 277 килограммов различных химических веществ в пересчете на сухой вес. А в областном центре зарегистрировано свыше 84 тысяч автомобилей, в том числе примерно 70 тысяч легковых машин, предназначенных для личных поездок.

Ухудшают состояние воздуха и особенности городского дорожного движения: сравнительно низкие скорости (средняя скорость автобуса в утренний час пик около 10, легкового автомобиля – около 15 километров в час), многократные торможения и разгоны, в результате чего двигатели работают на неустановившихся тепловых режимах, а потому топливо сгорает не полностью.

-2

С точки зрения автомобилиста, чтобы решить эту проблему, нужно максимально увеличить пропускную способность улиц, минимизировать число светофоров и пешеходных переходов. Пешеходы на улицах не нужны. Их надо направить в подземные или надземные переходы. Велосипедистов и автобусы, кстати, тоже желательно куда-нибудь деть, чтобы не создавали помех непрерывному сквозному движению. Тогда и воздух в городе будет чище.

Собственно говоря, в этом направлении постепенно и развивается город. Эти принципы, кстати, являются традиционными для российских городов в последнее десятилетие. При масштабном росте автомобилизации муниципальные власти вынужденно принимают решение о максимальном развитии городских дорог, строительстве развязок и подземных переходов, направляя все усилия только на одну главную задачу – борьбу с пробками.

Однако это не поможет.

Берегись автомобиля

Такой вывод сделали специалисты омского Института территориального планирования «Град», которые по заказу южно-сахалинской мэрии разработали программу комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа до 2027 года. С документом можно познакомиться на официальном сайте администрации города.

По мнению омичей, Южно-Сахалинск наступает на те же грабли, что и многие другие города мира. То есть чем комфортнее условия для передвижения автомобилиста, тем выше будет загрузка автомобильных дорог и, следовательно, уже упомянутая техногенная нагрузка на окружающую среду.

Об этом говорят и приведенные «Градом» данные. Сегодня уровень автомобилизации Южно-Сахалинска составляет примерно 358 машин на тысячу жителей (в среднем по России – 290).

-3

Закономерность процессов автомобилизации населения хорошо изучена и многократно подтверждена на практике в разных странах мира. При отсутствии форс-мажорных обстоятельств и серьезных экономических кризисов до определенного уровня (550–600 автомобилей на тысячу жителей) этот процесс протекает равномерно.

Поэтому, если не возникнет форс-мажор, численность жителей Южно-Сахалинского городского округа к 2027 году увеличится с 206 до 222 тысяч человек, а обеспеченность транспортом возрастет до 450 автомобилей на тысячу жителей.

Естественно, при таких пропорциях станет больше вредных выбросов. И еще много чем аукнется. Ну, например, будет парализован центр города.

Паралич центра

Хотя центр города – понятие довольно условное. Он не ограничивается так называемым парадным квадратом, а простирается и далее вдоль оживленных магистралей. Как-то не обращаешь на это внимания, но согласно результатам исследований, здесь проживает около 55 тысяч человек только работоспособного населения. Кроме того, существует около 52 тысяч рабочих мест.

Казалось бы, баланс спроса и предложения соблюден и до работы можно спокойно дойти пешком. Однако мы знаем, что это не так. На работу в центр едут люди из спальных и планировочных районов, пригородов и даже из других городов и сел.

В результате уже сейчас большинство второстепенных улиц центральной части областного центра превращаются в сплошные автостоянки.

-4

Но не будем забывать, что здесь не только работают, но и живут десятки тысяч людей. Уже сейчас им приходиться лавировать среди автомобилей и дышать ядовитым воздухом. А что будет завтра?

Как предупреждают специалисты «Града», «дальнейшее увеличение числа жителей муниципального образования, сохранение роста экономического благосостояния городского населения, уплотнение городских функций центральной части города, повышение ежедневных маятниковых миграций в будущем усугубят ситуацию. Городское пространство, если не принять специальных мер, будет парализовано».

В самом деле, даже если город построит многочисленные дорогостоящие развязки на въездах, то центр кардинально перестроить уже нельзя, и здесь при увеличении числа автомобилей все станет колом.

Самый важный – пешеход

Выход, по мнению разработчиков программы, есть. Ведь, как уже упоминалось, многие города мира прошли путь, по которому сейчас идет Южно-Сахалинск. И там уже давно поняли, что одно строительство дорог ничего не даст. Нужны комплексные решения, направленные не только на модернизацию улично-дорожной сети, но и на качественно иной уровень развития общественного транспорта, а также на всяческое поощрение пешеходов и велосипедистов.

Это, между прочим, очень не просто, поскольку требует изменения городской идеологии в целом.

«Град» предлагает руководствоваться следующими принципами:

  • пешеход важнее автомобилиста;
  • маршрутный автобус важнее автомобиля;
  • такси имеет преимущество перед личным транспортом;
  • парковку нельзя устраивать за счет изъятия у горожан улиц и тротуаров. Использование земельных участков общего пользования под парковки может быть только платным.

Если с первыми пунктами согласятся все, ибо они ни к чему не обязывают, то внедрение последней нормы чревато конфликтом.

Но, судя по всему, рано или поздно на него придется идти, и никуда от этого не денешься.

Кстати, рассчитана и выгода от того, что частные автомобили будут разными мерами выведены из центра города, а потому не понадобятся значительные капзатраты на бесконечное повышение пропускной способности улиц. В этом случае до 2027 года Южно-Сахалинску придется вложить в развитие своей транспортной инфраструктуры только 52,9 млрд рублей, а не 87,6 млрд рублей– если заниматься исключительно борьбой с пробками.

Стратегия на колесах 

Горожанам явно не понравится запрет на передвижение частного транспорта по городу.

Почему так получается: как только речь заходит о транспортных проблемах в городе – в первую очередь, что называется, попадают сами автомобилисты. Вот и сейчас: только вышел прогноз о скором транспортном коллапсе в Южно-Сахалинске, сразу вывод – ограничим движение автомобилей. Может, есть другие варианты?

Ведь машину покупают для того, чтобы серьезно облегчить жизнь. Родители меня поймут: сколько раз вы сбегали с работы по срочному звонку из детского садика, школы, поликлиники? А кружки по дополнительному образованию? И добраться домой после вечерних танцев или гимнастики нужно как можно быстрее, ведь домашнее задание никто не отменял. Вот и получается, что только благодаря машине можно хоть как-то угнаться за бешеным темпом современной жизни.

-5

Запретить передвигаться по городу на автомобилях – отчаянный вопль чиновников, которые еще 10 лет назад знали: проблема перенасыщения транспортом Южно-Сахалинска рано или поздно встанет в полный рост.

О необходимости строительства платных парковок в городе трубят уже много лет, вопрос обсуждается на всех уровнях – областных, муниципальных, формируются предложения, приезжают аналитики… А потом многотомная папка с результатами исследований и проектами решения сложной задачки пылится в каком-то из шкафов важного кабинета. Деньги потрачены, оплачиваемое время чиновника тоже. А парковок как не было, так и нет.

Тем временем еще свободные городские пространства отдают под новые торговые центры, точки общепита – в общем, под все, что угодно. Только не под то, что требует срочного решения. Скажите, какой коллапс нас ждет, если в Южно-Сахалинске вдруг не появится 84-й магазин с пуховиками, нижним бельем и модными поясными сумками? Но количество торговых объектов растет как число больных в разгар эпидемии гриппа. А жизненно важных для комфортного существования горожанина парковок как не было, так и нет. Создается впечатление, будто какой-то очень стеснительный проектировщик предусмотрел стоянку только для себя и своих родственников. Согласно нормативам? Наверное. Но ведь нормативы тоже кто-то придумывал и утверждал. Если сегодня они нас не устраивают – нужно менять.

-6

Между тем практика показывает, что именно такие парковки у общественно значимых объектов могут серьезно выручить горожан. К примеру, в центре города, неподалеку от Дома торговли, построили парковку возле музея книги им. Чехова. Некоторое время она была закрыта для так называемого свободного въезда. Но уже больше года шлагбаум стоянки закрывается только на ночь, там паркуются все желающие. Зато квадрат улиц Дзержинского – Буюклы освободился от хаотичной автомобильной мозаики, выложенной в два ряда по обочине дорог.

Возможно, кто-то терпит расходы из-за обслуживания этой зоны. В конце концов, ее нужно чистить и убирать. Но я точно знаю: в городской администрации есть умные люди, которые смогут придумать механизмы снижения финансовой нагрузки на тех, кто за нее отвечает. Субсидии, плата за въезд… Кстати, именно за решение таких логистических вопросов кто-то получает деньги. Не хочется думать, что зря.

И еще, рядом с тем же Домом торговли раскинулся пустырь, на котором летом шла ярмарочная торговля. Палатки давно убрали, а про площадь пока «забыли». Почему бы и ее не приспособить под стоянку для авто – в центре города запрос на них просто огромен. Но нет: стратеги в кабинетах опять разрабатывают планы на 2025 год, им не до дня сегодняшнего…

А ведь если сейчас начать постепенно менять картинку за окном, то, глядишь, и обещанного транспортного коллапса удастся избежать.

Есть  мнение 

Наш корреспондент спросил южносахалинцев, как все-таки сделать областной центр удобным для передвижения пешком и на колесах?

Константин Степура, сотрудник компании связи:

-7

– Я отрицательно отношусь к тому, чтобы хоть как-то ограничивали доступ для автомобилистов. У многих с этим связана работа, как тут быть? У меня, к примеру, часто в машине находится оборудование, мне нужен проезд прямо до подъезда. Сейчас непросто, парковок нигде нет, дворы домов забиты, не проехать… К тому же везде шлагбаумы. Если машину оставлять на платной парковке, мне что, на себе тащить все, что потребуется для оказания услуг клиентам? Нужно грамотно стоянки делать, а не ограничивать движение, я так считаю.

Ольга Афанасьева, продавец микрорынка «Центральный»:

-8

– Я за то, чтобы центр города стал пешеходным. У нас получится зеленая зона, где можно будет безбоязненно передвигаться. Главное, чтобы движение общественного транспорта было хорошо налажено. Сегодня количество автомобилей и правда уже за гранью. Я живу в Новоалександровске, каждый день езжу на работу в центр на автобусе. И пробка от совхоза «Тепличный» до дома инвалидов ужасная. Страшно представить, что будет дальше. Нам, пешеходам, и вовсе места не останется. Так что властям надо что-то решать…

Евгений Ким, водитель с 15-летним стажем:

-9

– Платные парковки – неплохая идея. Сейчас мой автомобиль в ремонте после аварии, передвигаюсь на автобусах и такси. Ничего страшного, если мы будем оставлять на стоянке автомобили за небольшие деньги и ходить пешком. Это разумно и поможет решить транспортный вопрос. Главное, чтобы стоимость услуг парковки была не завышенной. По моему мнению, 200 рублей – это нормальная цена.

Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!