Чем старше подержанный автомобиль, который выставлен на продажу предыдущим владельцем или перекупщиком, зарабатывающим на перепродаже автомобильного «секонд хенд», тем выше риск наличия в нем неисправностей в трансмиссии и ходовой части.
Больше всего продаваемые машины грешат проблемами в подвеске и рулевом управлении.
Это объясняется, во-первых, сравнительно коротким сроком службы амортизаторов, шаровых опор, рулевых наконечников и других шарниров. Во-вторых, некоторые дефекты можно обнаружить только при проверке на СТО после вывешивания автомобиля на подъемнике, но посторонними стуками при проезде неровностей, уводом автомобиля в сторону при движении они себя не выдают.
Наконец, многие продавцы не видят смысла в замене шарниров, которые вышли из строя. Пусть ходовую часть до ума доводит тот, кто машину купит и кому на ней ездить. А если при проверке покупатель все-таки что-то найдет, всегда можно снизить цену автомобиля на величину стоимости ремонта, тем более что сами по себе замены шарниров, тяг и рычагов несложны, а суммы затраты на покупку запчастей и работы – невелики.
Ухо востро покупателю стоит держать только при покупке автомобилей с гидравлическими и пневматическими подвесками с электронным управлением, а также сложными многорычажными подвесками. Вот тут на ремонт могут понадобиться трехзначные суммы в долларовом эквиваленте. Такие модели желательно проверять на СТО. Если продавец отказывается ехать на диагностику, значит, он представляет, на какие уступки ему придется идти в случае выявления неисправностей. Надо ли рисковать, покупая подобную машину у несговорчивого продавца?
Сомнительной в плане затрат на ремонт выглядит также покупка автомобиля со стучащей и текущей рулевой рейкой, гудящим и опять-таки текущим насосом гидроусилителя руля. Даже если насос гидроусилителя становится хорошо слышимым только при крайних положениях рулевого колеса, а продавец объясняет это низким уровнем жидкости в бачке ГУР, возникают вопросы – куда делалась жидкость, почему не уследили за ее уровнем и как с таким отношением к технике продавец вообще ухаживал за другими узлами и агрегатами машины.
От владельца во многом зависит, в каком состоянии автомобиль «дожил» до момента, когда его решили продать. Как известно, одним из проверенных способов преждевременно довести сцепление либо автоматическую коробку передач до «ручки» - посадить за руль водителя с агрессивной манерой езды. В автомобиле с «автоматом» помимо водителя-гонщика не предвещает ничего хорошего пробег свыше 250 тыс. км и наличие фаркопа для буксировки прицепа.
При этом в отличие от подвески и рулевого управления устранение большинства неисправностей в трансмиссии требует снятия коробки передач, что делает процедуру недешевой, даже если запчасти для ремонта недороги. Например, сравнительно дешев выжимной подшипник в сцеплении, однако до него не доберешься, пока не демонтируешь коробку. Признак, что этот подшипник на подходе, – свистящий или тикающий звук при выжатой педали сцепления.
Повышенный шум, который слышен при отпускании педали сцепления, может указывать на износ в шлицевом соединении ведомого диска сцепления с первичным валом коробки или поломку пружин демпфера крутильных колебаний в ведомом диске либо в двухмассовом маховике. Во втором случае троганье с места может сопровождаться рывками при плавном включении сцепления, на педали ощущаются вибрации.
Одним из признаков, делающим нежелательной покупку автомобиля, являются течи из коробки передач и других агрегатов трансмиссии, ведь работа с низким уровнем масла еще никогда не пошла на пользу. Для моделей с механической коробкой сюда же относятся затруднения с переключением передач, скрежет и другие шумы и стуки, возникающие в коробке, главной передаче, дифференциале, карданной передаче и полуосях при изменении режима движения или направления автомобиля.
Все автоматические коробки передач, будь это гидротрансформаторные «автоматы», вариаторы или «роботы», имеют электронное управление. Поэтому первым делом надо убедиться, не светится ли на приборном щитке какой-нибудь контрольный указатель. В зависимости от модели автомобиля они бывают разными Check Trans, Automatic gearbox, Getribe program… Как и лампа Check engine, которая говорит о проблемах в двигателе, эти индикаторы указывают на неполадки коробки передач. Не всегда индикация грозит дорогостоящим ремонтом, но если продавец отказывается от диагностики на СТО, лучше не искушать судьбу, а приступить к поиску другого варианта покупки.
Далее необходимо проверить уровень масла, а также его вид. Если трансмиссионная жидкость на вынутом щупе мутная, темная, пахнет горелым – это сигнал, что с коробкой не все в порядке. Остается сожалеть, что масломером оборудуется все меньше и меньше автоматических коробок.
Перед контрольной поездкой на стоящем автомобиле с работающим двигателем при выжатой педали тормоза следует проверить, как переводится селектор «автомата» в любую из возможных позиций. Предусмотренные режимы должны включаться без ощутимых толчков и стуков и при отсутствии более чем секундной задержки.
Переключение передач во время пробной поездки отслеживается по изменению показаний тахометра. Рывки и значительные задержки при переключении передач не допускаются. Если во время движения постоянно включена какая-то одна передача, это значит, что коробка работает в аварийном режиме. От покупки отказываемся.
Работу «кик-дауна» можно проверить после набора 40-50 км/ч. После резкого нажатия в пол педали «газа» обороты двигателя должны вырасти скачком, что указывает на нормальное принудительное включение пониженной передачи.
«Овердрайв» проверяется после набора более 60 км/ч нажатием соответствующей кнопки – коробка должна перейти на высшую передачу, при этом обороты двигателя уменьшаются. Если что-то функционирует не так, дальнейшую проверку автомобиля с «автоматом» лучше прекратить.
В контрольной поездке стекла в дверях должны быть опущены, музыка выключена. Прислушайтесь к звукам. Шум от ступичных подшипников, а также щелчки ШРУСов хорошо слышны, когда автомобиль поворачивает. Люфт в шарнирах подвески и рулевого управления выдает себя стуками при проезде неровностей.
Завершиться контрольная поездка должна на эстакаде или яме, что позволит убедиться в состоянии днища кузова, отсутствии течей и других проблем, которые не увидишь, не заглянув под машину. Если все проверки машина благополучно прошла, остается оценить работу электрооборудования. Следует убедиться, что исправна любая опция, которая в машине предусмотрена. Работать должно все, но надо разделять неисправности по стоимости устранения.
Одно дело – заменить перегоревшую лампочку в фаре или фонаре, и совсем другое – менять саму фару или, например, перегоревший моторчик стеклоочистителя заднего стекла, если проверить его забыли, а он не работает. В первом случае затраты копеечные, а во втором могут вылиться в сотню долларов.
Итак, с машинами, имеющими признаки неисправностей в агрегатах трансмиссии, лучше не связываться. В электрооборудовании следует знать, за какие деньги устраняется та или иная проблема. Многие вопросы в подвеске, рулевом управлении и тормозной системе решаются сравнительно недорого, а это повод для торга, но не отказа от покупки. Если же продавец не соглашается сделать скидку, покрывающую ремонтные расходы, тогда другое дело – рассматриваем следующий автомобиль из выставленных на продажу.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора