Найти тему
1520. Все о путешествиях

Построят ли ВСМ до Казани, или почему не стоит верить СМИ

Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань за последние полгода стал главной железнодорожной новостью СМИ. Судьбу заведомо невыгодной стройки решает президент Путин. Разные силы пытаются повлиять на него, в этой связи в СМИ утекают противоречивые сообщения, понять которые, если вы не в теме, очень трудно. Попробуем разобраться, построят ли первую в стране ВСМ.

Как может выглядеть поезд для ВСМ Москва – Казань
Как может выглядеть поезд для ВСМ Москва – Казань

О планах построить высокоскоростную магистраль из Москвы до Казани через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары Владимир Путин заговорил еще в 2013 году. За это время Китай создал с нуля самую крупную сеть высокоскоростных железных дорог (здесь можно почитать подробности), а в России лишь шло обсуждение. В Сети появлялись картинки – как могут выглядеть вокзалы новой дороги – и был даже опубликован проект поезда, который там будет ходить. Но все проекты – не более, чем картинки, потому что решение до сих пор принято не было.

Проект вокзала ВСМ во Владимире
Проект вокзала ВСМ во Владимире

Вот, например, как последние полгода освещало строительство ВСМ «Лента.ру».

«Путин усомнился в мегапроекте» – «Еще один мегапроект признали бессмысленным» – «Власти одобрили вызвавший сомнения у Путина мегапроект» – «Правительство одобрило спорный мегапроект» – «Путин отклонил спорный мегапроект» – «В Кремле опровергли решение Путина по спорному мегапроекту».

Концепция вагона туристического класса ВСМ.
Концепция вагона туристического класса ВСМ.

Стоит ли говорить, что каждый раз, когда маятник качался то влево, то вправо, недалекие СМИ выпускали заголовки типа «ВСМ построят» или «ВСМ не построят»?

А что в действительности? Дорогу собираются строить этапами. Первый якобы может пройти от подмосковного Железнодорожного до Гороховца, то есть связать два провинциальных города. Понятно, что там пассажиропотока нет ни то что на скоростной поезд, а даже на электричку. Но это ладно. Важно то, что по подсчетам Минфина, даже когда дорогу построят целиком, пассажиро- и грузопотока все равно не хватит, чтобы окупить ее когда-либо. В отличие, кстати, от строительства ВСМ между Москвой и Петербургом, но такого плана пока нет.

-4

Вот, что говорил глава Минфина Антон Силуанов в конце 2018 года:

Я скептически отношусь. Вопрос: будет ли здесь экономика? Даже если это будет Казань – никакой экономики абсолютно нет. Такие проекты высокоскоростных магистралей делают там, где большое скопление народа, где люди будут перемещаться. Между Москвой и Питером – я еще понимаю. Даже есть оценки специалистов, где такие проекты могут быть выгодны и могут окупать текущее содержание. Но поскольку между Казанью и Москвой действует нормальное авиасообщение, по времени все равно авиасообщение будет быстрее, чем высокоскоростной поезд, поэтому экономический смысл фактически отсутствует.

После этого различные силы в правительстве и РЖД, лоббирующие проект, начали представлять свои заключения о целесообразности стройки. Из публикаций в СМИ мы знаем (но не можем быть уверены наверняка), что резолюция премьер-министра Медведева была «за», несмотря на мнение Силуанова.

-5

«Коммерсант» 29 марта написал, что Путин не одобрил проект. Но на деле решение еще не принято. Президент озвучит его после совещания 11 апреля. Так что пока еще ничего неизвестно, никому не верьте. Как только будет ясно, мы напишем.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. Анонсы публикаций в соцсетях: Одноклассниках, Вконтакте, Фейсбуке, Моем мире и Телеграме.