Довелось прочесть, что в советских киносказках была отличная игра и, разумеется, не менее качественная режиссура, тогда как на красоте костюмов часто экономили. Мол, зарубежные сказки — в том числе чехословацкие и ГДРовские шикарнее оформлялись (зато в них играли намного хуже). Но всё-таки в нашем кино можно найти по-настоящему дорогостоящие, роскошные образы. Я назову те, что вспомнились сходу. Итак...
1. Марья Моревна из эпичной военной драмы «Kащей Бессмертный» (1944). Великолепное воплощение не только стиля а-ля рюсс, сложившегося, как репрезентативный вариант «русскости» в декоративно-иллюстративном творчестве (фото слева), но и — почти точная реконструкция византийско-общеевропейского облачения Средних Веков, когда в подобных уборах ходили и на Руси, и в Бургундии (фото справа).
2. Золушка из одноимённой сказки, созданной на волне сталинского Большого Стиля и чуть-чуть под влиянием «Красавицы и Чудовища» Жана Кокто. «Золушка» (1947) — это все оттенки чёрно-белого, которое выглядит намного «волшебнее», чем иная краска. Платье Золушки — это переливы, переходы, волны... И сочетание чёткого силуэта с мнимой прозрачностью. И — призрачностью. Воплощённая нежность. И - бриллиантовое богатство. Всё это уничтожила грубая, хотя и качественная, раскраска.
3. Ильмень-Царевна из северо-славянского фэнтази «Садко» (1952). Совершенно невыразимый головной убор, в котором угадываются силуэты лебедей и морских коньков, с громадными, сияющими колтами (подвески древнерусских уборов), каких не встречалось в природе - очень уж велики. Все это полыхает и светится на фоне воды. Струящееся платье, как будто сотканное из дождя и солнца. Ощущение ледяного холода и вечности.
4. Варвара из постмодернистского нагромождения «Варвара — краса, длинная коса» (1969), снятого, кстати, по мотивам одной из сказок Василия Жуковского (написанной гекзаметром). Но в фильме никакого гекзаметра, зато невероятный костюм самой Варвары, имеющий мало общего даже со стилем а-ля рюсс — это какие-то сложные созвучия венецианско-ренессансной и турецкой темы. Всё вместе — производит колоссальное впечатление.
5. Оттилия, жена Канцлера из ещё более постмодернистской мелодрамы «Не покидай!» (1989), также сделанной сильно-по-мотивам произведения Уильяма Теккерея «Кольцо и роза». Костюм дамы и весь её облик взят из современности, то есть из авангардной моды конца 1980-х. Все эти могучие плечи и не менее мощный макияж являют незабываемый образ утончённой стервы. Что характерно, остальные костюмы решены в «традиционной» сказочной манере — всякие парики, буфы, цветочки.
Зина Kорзина (с)