Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Самые красивые костюмы из советских сказок

Довелось прочесть, что в советских киносказках была отличная игра и, разумеется, не менее качественная режиссура, тогда как на красоте костюмов часто экономили. Мол, зарубежные сказки — в том числе чехословацкие и ГДРовские шикарнее оформлялись (зато в них играли намного хуже). Но всё-таки в нашем кино можно найти по-настоящему дорогостоящие, роскошные образы. Я назову те, что вспомнились сходу. Итак...

 Марья Моревна из эпичной военной драмы «Kащей Бессмертный» (1944).
Марья Моревна из эпичной военной драмы «Kащей Бессмертный» (1944).

1. Марья Моревна из эпичной военной драмы «Kащей Бессмертный» (1944). Великолепное воплощение не только стиля а-ля рюсс, сложившегося, как репрезентативный вариант «русскости» в декоративно-иллюстративном творчестве (фото слева), но и — почти точная реконструкция византийско-общеевропейского облачения Средних Веков, когда в подобных уборах ходили и на Руси, и в Бургундии (фото справа).

Золушка из одноимённой сказки (1947), созданной на волне сталинского Большого Стиля и чуть-чуть под влиянием «Красавицы и Чудовища» Жана Кокто.
Золушка из одноимённой сказки (1947), созданной на волне сталинского Большого Стиля и чуть-чуть под влиянием «Красавицы и Чудовища» Жана Кокто.

2. Золушка из одноимённой сказки, созданной на волне сталинского Большого Стиля и чуть-чуть под влиянием «Красавицы и Чудовища» Жана Кокто. «Золушка» (1947) — это все оттенки чёрно-белого, которое выглядит намного «волшебнее», чем иная краска. Платье Золушки — это переливы, переходы, волны... И сочетание чёткого силуэта с мнимой прозрачностью. И — призрачностью. Воплощённая нежность. И - бриллиантовое богатство. Всё это уничтожила грубая, хотя и качественная, раскраска.

Ильмень-Царевна из северо-славянского фэнтази «Садко» (1952).
Ильмень-Царевна из северо-славянского фэнтази «Садко» (1952).

3. Ильмень-Царевна из северо-славянского фэнтази «Садко» (1952). Совершенно невыразимый головной убор, в котором угадываются силуэты лебедей и морских коньков, с громадными, сияющими колтами (подвески древнерусских уборов), каких не встречалось в природе - очень уж велики. Все это полыхает и светится на фоне воды. Струящееся платье, как будто сотканное из дождя и солнца. Ощущение ледяного холода и вечности.

 Варвара из постмодернистского нагромождения «Варвара — краса, длинная коса» (1969).
Варвара из постмодернистского нагромождения «Варвара — краса, длинная коса» (1969).

4. Варвара из постмодернистского нагромождения «Варвара — краса, длинная коса» (1969), снятого, кстати, по мотивам одной из сказок Василия Жуковского (написанной гекзаметром). Но в фильме никакого гекзаметра, зато невероятный костюм самой Варвары, имеющий мало общего даже со стилем а-ля рюсс — это какие-то сложные созвучия венецианско-ренессансной и турецкой темы. Всё вместе — производит колоссальное впечатление.

Оттилия, жена Канцлера из ...ещё более постмодернистской мелодрамы «Не покидай!» (1989).
Оттилия, жена Канцлера из ...ещё более постмодернистской мелодрамы «Не покидай!» (1989).

5. Оттилия, жена Канцлера из ещё более постмодернистской мелодрамы «Не покидай!» (1989), также сделанной сильно-по-мотивам произведения Уильяма Теккерея «Кольцо и роза». Костюм дамы и весь её облик взят из современности, то есть из авангардной моды конца 1980-х. Все эти могучие плечи и не менее мощный макияж являют незабываемый образ утончённой стервы. Что характерно, остальные костюмы решены в «традиционной» сказочной манере — всякие парики, буфы, цветочки.

Зина Kорзина (с)