Найти тему

Матвей Казаков и дом в Златоустинском

На маленьком доме в сплетениях переулков старой Москвы нет мемориальной доски, и это несправедливо. Именно здесь жил и работал тот, кто "во многом определил архитектурный облик Москвы конца XVIII — начала XIX вв., масштаб и характер её дальнейшей застройки" (с)БольшаяСоветская энциклопедия. История дома известна лишь специалистам, и я раскопала ее почти случайно. А история эта проста и одновременно удивительна.

Матвей Казаков родился в 1738 году в семье бывшего крепостного, в 11 лет потерял отца, в 13 - стал учеником в архитектурной школе, где провел 9 лет. Работал под началом Василия Баженова.
В 1782 году Матвей Казаков купил участок на углу Большого и Малого Златоустинского переулка, по соседству с одноименным монастырем, с палатами середины XVIII века. Сам архитектор с женой и детьми поселился в доставшихся от предыдущего хозяина палатах (современный адрес - Малый Златоустинский переулок, дом 3), а соседнем доме (Малый Златоустинский дом 1) размещалась созданная им архитектурная школа. Школа должна была готовить «мастеров российских, что смогут заимствовать и прочие губернии и потому не будет нужды в иностранных, которые не сведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что здешний климат производить может».

Матвей Казаков обучал будущих архитекторов до 1806 г. В Златоустинском он жил до 1812 года,  во время Наполеоновского нашествия семья вывезла его в Рязань, где он и умер, не перенеся известия о пожаре Москвы. Его сын писал так: «Весть сия нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украся престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным».
Москву восстанавливали ученики Казакова. А его дети, вернувшись в Москву, в уцелевший дом в Златоустинском, оказались в жестокой нужде, усадьбу продавали и закладывали, дальше идет череда смен владельцев и перестроек, которые мы не будем прослеживать.
Сейчас в доме, где жил Казаков, находится отель, благодаря которому я и узнала про него, но это - другая история. Хоть и без мемориальной доски, но снаружи он во вполне приличном состоянии.

А здание, где была школа Казакова, просто медленно разрушается. Общественные организации борются за то, чтобы создать здесь музей истории московской архитектурной школы, но пока безрезультатно.

А по иронии судьбы напротив дома Казакова располагается хостел Наполеон. И в окнах хостела, названного именем человека, погубившего его дело и его самого, отражается отель, находящийся в доме Матвея Казакова. Именем самого Казакова здесь ничего не названо.