26 марта оркестр MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса дал концерт в главном зале Парижской филармонии. Зал рассчитан на 2400 мест, все билеты были раскуплены заранее.
Подобная ситуация со всеми городами в турне – Брюсселе, Кельне, Гамбурге, Вене, Женеве, Афинах и Люцерне. Кульминацией тура станет концерт в соборе Святого Марка в Милане 12 апреля. Именно здесь 145 лет назад состоялась премьера «Реквиема» под управлением самого Верди.
Презентация исполнения произведение для солистов, хора и оркестра итальянского композитора в дирижерской интерпретации Теодора Курентзиса состоялась 21 и 22 марта в Пермском театре оперы и балета. Главные партии исполнили солистка пермской оперы Зарина Абаева (сопрано) и звезды европейской оперной сцены Эрмине Мэй (меццо-сопрано), Рене Барбера (тенор) и Тарек Назми (басс). После исполнения «Реквиема» в Москве 24 марта именно Зарина Абаева получила самые лестные отзывы музыкальных критиков. Ее Libera Me было признано одним из самых ярких моментов концерта.
В Перми одну из самых сложных частей «Реквиема» Agnus Dei Зарина Абаева исполняла вместе с Эрмине Мэй. Сложность исполнения здесь заключается в поиске идеальной гармонии между сопрано и меццо-сопрано. Сделать это точно и уверенно на первом концерте музыкантам не удалось, но, возможно, к концу турне, зная о перфекционизме Теодора Курентзиса, следует ожидать совершенства.
Из эффектов, которые пермский дирижер очень любит, на «Реквиеме» был разворот на сто восемьдесят градусов в четвертой части произведения Sanctus, на сюжетном моменте, где фанфары труб возвещают о приходе Господа. Курентзис поставил трубачей на балкон, тем самым разорвав пространство между сценой и залом в кульминационный момент исполнения. Добавить атмосферы должны были и костюмы музыкантов. Все они вышли в одеждах, стилизованных под католическую церковную рясу, но, учитывая, что за «Реквиемом» Верди прочно закрепилась определение немецкого дирижера Ганса фон Бюлова про «оперу, только в церковных одеждах», такое визуальное решение казалось слишком прямолинейным. Сцена пермского театра для Теодора Курентзиса и его оркестра явно мала. Музыканты были расставлены вплотную друг к другу. Солисты сидели на стульчиках практически на краю сцены.
«Реквием» Верди масштабное произведение, для него на сцену театра было приглашено 80 артистов хора и 100 артистов оркестра. Это, конечно, не предел, так как история мировой музыки помнит и концерты для 500 артистов, но в пермском оперном такая расстановка создавала свой эффект тесноты и хаоса - все в лучших традициях полотен и фресок на тему Страшного суда. Поэтому, когда начинала звучать Dies irae, становилось даже немного жутко.
Для Теодора Курентзиса, фаната различных реквиемов, произведение Верди практически фирменное, он работал с ним еще 10 лет назад. Запись исполнения Dies irae с концерта памяти Святослава Рихтера 20 марта 2007 года одно из самых популярных видео выступлений Теодора Курентзиса, но исполнение «Реквиема» в этом году в соборе Святого Марка в Милане, которое будет транслироваться сразу несколькими музыкальными каналами, будет иметь свой сакраментальный эффект.