В 1989-м году, на волне Перестройки и, как тогда говорили, "Нового мышления", международная команда киношников под предводительством немца из ФРГ Петера Фляйшмана, впервые в истории экранизировала роман братьев Стругацких "Трудно быть богом". Что же получилось у мастеров кинематографа из четырёх (СССР, ФРГ, Франция, Швейцария) стран?
Во-первых, актёры. Команда подобралась отличная, Александр Филиппенко в роли дона Рэбы великолепен, да и грузинский актёр Элгуджа Бурдули в виде барона Пампы ярок и колоритен. К сожалению, о главных героях вряд ли можно сказать то же самое, но явных провалов не заметно. Проблема, увы, оказалась не в кастинге и даже не в бюджете. Во всяком случае, не только из-за недостатка средств декорации вышли откровенно картонными, а всю продвинутую технику землян изображал один вертолёт Ми-2. И в таких декорациях вполне можно было бы показать историю, хотя бы приближающуюся к оригинальному тексту. Увы, сценаристы разнообразно дополнили и улучшили творение фантастов и на выходе получилось нечто странное.
Зачем-то объединили образы поэта Цурена (которой по тексту романа к тому времени уже давно покинул Арканар) и бунтовщика Араты Горбатого. То есть Арату вовсе вычеркнули, народное восстание вместо него зачем-то возглавил Цурен, подавая в ключевые моменты битвы звуковые сигналы своим войскам посредством чего-то похожего на блок-флейту. Добавили "клубнички", заставив Румату героически переспать с доной Оканой. Разумеется, половой акт главного героя с Кирой (чего тоже в тексте нет) показан длинно и вполне откровенно, при этом на середине картинку меняют на изображение от инфракрасной камеры. Всё потому, что согласно творческой находке сценаристов, стыдливый Румата прикрывает объектив камеры (в фильме она встроена прямо в зрачок героя, хотя в книге крепилась на головном обруче), но следящие за его личной жизнью наблюдатели с орбитальной станции подключают систему ночного видения, дабы не пропустить пикантный момент.
Мир светлого будущего в фильме показан тоже оригинально. Он ближе к реальности "1984" Оруэлла, чем к "Полдню", ибо в фильме не только наблюдатели подсматривают за своими агентами на поверхности, но и начальство с Земли, не ставя в известность наблюдателей, постоянно следит за ними и вмешивается в ключевой момент. Зачем было так корёжить мир, в котором живут и действуют герои, понять сложно.
Сами Стругацкие отнеслись к этой экранизации резко отрицательно, что вполне понятно. Сохранив в общих чертах сюжет и образы ключевых персонажей (не всех), фильм полностью извратил идейное содержание практически во всём - например, в книге Румата не даёт местным революционерам страстно желаемые ими "молнии", то бишь бластер. А в фильме он вырубает ударом по голове своего коллегу дона Кондора, после чего мчится на помощь к потерпевшим поражение мятежникам с бластером в руках. Потом этот бластер попадает в руки Цурена и начинается сущий массакр. Заканчивается фильм и вовсе не по Стругацким, а скорее в стиле известного персонажа Астрид Линдгрен: "Они улетели, но обещали вернуться". Зато как кинотрэш с эротикой и стрельбой, фильм вполне смотрибелен даже сейчас.