Найти тему
Ретроспектива PRO

Невероятные приключения неверного в Мекке

Часть I

Мекка… Религиозный центр исламского мира и священное для всех истинных мусульман место. В этом городе в 570 г. родился и проповедовал сам пророк Мухаммад. Находившийся на пересечении караванных путей между Индийским океаном и Средиземным морем в долине Хиджаза в Саудовской Аравии, город издревле был торговым и культурным центром арабов, заповедной территорией ислама и его колыбелью.

Мекка 100 лет назад
Мекка 100 лет назад

В 632 году пророк Мухаммад, сопровождаемый большим количеством верующих, совершил своё прощальное паломничество в город. После этого события паломничество в Мекку (хадж) стал одним из главных устоев ислама. Каждый истинно правоверный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить его и поклониться главной мусульманской святыне - Каабе, находящейся на территории мечети Масджид аль-Харам. После хаджа к имени паломника добавляется очень уважаемая в исламском мире приставка «Хаджи».

Мечеть Масджид аль-Харам и Кааба
Мечеть Масджид аль-Харам и Кааба

Кааба представляет собой кубическое здание во дворе мечети, которое, по преданию, построили небесные ангелы. Позже в его перестройке принимали участие основатель Мекки Адам и Исмаил. Пророк Мухаммад, происходивший из племени курайшитов, вместе с соотечественниками также принимал участие в возведении святыни. Главное предназначение Кааба – сохранение Чёрного камня, который, по исламским поверьям, был послан правоверным всевышним Аллахом. Вмонтированный в угол Каабы, камень открыт для обозрения паломников и каждый из них может к нему прикоснуться.

Священный черный камень
Священный черный камень

Открытая для всего мусульманского мира, Мекка всегда была закрытой территорией для адептов других религий, особенно для христиан. Появление «неверного» ещё в XIX веке в Мекке и возле Каабы могло закончиться для него трагически: оскорблённые в лучших чувствах поборники ислама, не задумываясь, растерзали бы иноверца. Похоже, кровавые крестовые походы 1096-1229 годов навсегда остались в генетической памяти мусульманского населения Ближнего и Среднего Востока.

Крестоносцы в бою
Крестоносцы в бою

Это было известно в Европе и останавливало всех христиан от необдуманных вояжей в этот таинственный центр исламского мира. Всех, но только не Бёртона Ричарда Фрэнсиса, английского путешественника, писателя, лингвиста и исследователя индийских, африканских, аравийских и южноамериканских территорий.

Ричард Френсис Бёртон
Ричард Френсис Бёртон

Родившийся в 1821 году в Великобритании, Ричард с детских лет почувствовал непреодолимую тягу к путешествиям. Его родители не вели оседлый образ жизни, постоянно меняя место проживания по всей Европе. Благодаря этому к 19 годам Бёртон вполне сносно говорил на французском, немецком, испанском, итальянском, португальском и греческом языках. Определённый отцом в Оксфорд, он стал самостоятельно изучать сложный арабский язык, в овладении которого достиг больших высот. Однако норовистый нрав студента, его вспыльчивость и любовь к авантюрным приключениям не позволили полиглоту окончить колледж: за постоянные драки с сокурсниками, весёлые пирушки и участие в запрещённых скачках он был изгнан из учебного заведения. Поступив в 1842 году на службу в пехотную часть, располагавшейся в Индии, он с упоением продолжил изучение языков. После пяти месяцев напряжённых занятий он успешно выдержал экзамен на знание диалекта хинди хиндустани, а всего через полтора года он в совершенстве владел ещё семью местными языками.

Пребывание в Индии капитан Бёртон в полной мере использовал для изучения Корана, который выучил наизусть, а также мистического направления ислама суфизма, на собирание и систематизацию индийских и арабских манускриптов. Став полноценным знатоком восточной жизни, он по заданию своего начальства под видом купца Мирзы Абдуллы Бушира с подкрашенным хной лицом и приклеенной бородой кочевал из одного города в другой со шпионской миссией, изучая настроения в народе и отношение населения к колониальным властям.

Бёртон в образе купца Мирзы Абдуллы Бушира
Бёртон в образе купца Мирзы Абдуллы Бушира

Закончив свою миссию и изрядно подорвав здоровье, в 1848 году Бёртон вернулся в Англию. Подлечившись, он перебрался во Францию к матери и сёстрам, где 4 года писал книги о прекрасной стране Индии и совершенствовал своё умение владения холодным оружием, став титулованным фехтовальщиком - «мастером клинка».

Ричард Бёртон фехтовальщик
Ричард Бёртон фехтовальщик

Все эти годы Ричард вынашивал опасный и дерзкий план проникновения в священный мусульманский город Мекку, куда в обозримом прошлом ещё не ступала нога христианина и точное местонахождение которого до сих пор не было известно. Особенно ему хотелось увидеть и потрогать руками мистический Чёрный камень, легенды о котором доходили до христианского мира от мусульман, совершивших хадж. Согласно поверий, камень был кусочком рая, оставленный Адаму после его изгнания оттуда. Главная же ценность святыни состояла в том, что её касались руки пророка Мухаммада.

Сознание того, что эта затея может стоить ему жизни, только раззадоривало искателя приключений. Выступив с докладом в Королевском географическом обществе, Бёртон получил от него финансовую поддержку предприятия, а от своего армейского начальства - годичный отпуск «для углубленного изучения арабского языка». Подготовка к путешествию заняла много времени. Так как вояж планировался под личиной мусульманского врача Мирзы Абдуллы, полукровки от отца-афганца и матери-индуски, капитан английской армии Ричард Бёртон через знакомого врача-еврея сотворил обрезание и стал брить голову. В апреле 1853 года новоявленный врач Мирза Абдулла, спрятав в поклаже секстан и компас для точного определения географических координат Мекки, отправился на корабле в египетскую Александрию.

Александрия
Александрия

Устроившись в Александрии лекарем, он вполне успешно стал проводить приём больных, используя полученные в Индии навыки гипноза и приготовления снадобий. Вскоре его уже знали как достопочтимого правоверного Мирзу Абдуллу, который на приёмах больных без запинки сыпал сурами из Корана и не пропускал ни одной молитвы. Через некоторое время Бёрн-Абдулла убыл в Каир, затем в Суэц.

Мирза Абдулла в Александрии
Мирза Абдулла в Александрии

Дождавшись корабля, везущего паломников в Мекку, начал путешествие к конечной цели своего путешествия. Во время плавания случилось досадное происшествие, чуть не поставившее крест на всей экспедиции. Прохаживаясь по палубе корабля, Бёртон неосторожно наступил на морского ежа, острый шип которого вонзился глубоко в ступню. Царившая на судне антисанитария вкупе с испепеляющим аравийским солнцем сделали своё дело: нога распухла, малейшее движение приносило нестерпимую боль. Ни о каком продолжении паломничества в Мекку в таком состоянии не могло быть и речи. Ступив на аравийский берег и взяв в аренду верблюда, Ричард вместе с паломниками направился в Медину, где запланировал остановку для лечения.

Мирза Абдулла по дороге в Мекку
Мирза Абдулла по дороге в Мекку

Во время пути он жадно озирался вокруг, ожидая долгожданной встречи с овеянными ореолом романтики людьми пустыни – бедуинам.

Бедуины в XIX веке
Бедуины в XIX веке

И эта встреча состоялась: на следующий же день бедуины напали на паломников и в завязавшейся перестрелке убили 12 человек. Романтика превратилась в жестокую действительность жизни в Аравии.

За месяц, проведённый в Медине в доме, который предоставил ему для проживания знакомый по Александрии и бывший пациент врача Мирзы Абдуллы шейх Хамид, Бёртон основательно подлечился и познакомился со своими будущими попутчиками, паломниками в Мекку.

Медина
Медина

Вскоре он первым из европейцев вместе с другими паломниками отправился с караваном из Медины в священный город. Заметив, что один из путников слишком подозрительно присматривается к нему, Бёртон был вынужден тайком избавиться от «христианских» вещей – секстана и компаса, о чём долго потом сожалел: из путешествия он не привёз точных географических координат религиозного центра мусульманского мира.

Испытав все «прелести» путешествия в виде постоянной жажды и бандитских набегов бедуинов, паломники в городе Аль-Зериба провели последние приготовления к посещению Мекки. Они обрили головы и одели специальные одеяния ихрам, состоящие из двух белых полотнищ, которых не коснулась игла портного.

Одеяние для хаджа "ихрам"
Одеяние для хаджа "ихрам"

Поутру процессия паломников направилась к мечети пророка Мухаммада. По воспоминаниям Бёрна, его сердце колотилось с неимоверной силой, а ожидаемая встреча с исламской святыней волновала его несоизмеримо больше, чем простых паломников!

Совершив семь кругов вокруг Каабы с подобающими молитвами, Бёртон, изображая религиозный экстаз, бросился к вмурованному в угол Каабы Чёрному камню и, обливаясь слезами, вознося молитвы и хвалу Всевышнему, принялся целовать камень. Никакая сила не могла оторвать исступлённого паломника от святыни, благо его друзья успокаивали других возмущённых паломников, желающих лицезреть камень. Целых десять минут, пока друзья не увели его, «ослабевшего» от переживаний, под руки прочь от Каабы, Бёртон запоминал и впитывал в себя малейшие детали мусульманской святыни. Впоследствии он писал, что твёрдо уверился в метеоритном происхождении Чёрного камня…

Ричард Бёртон провёл в Мекке шесть дней. Он тайком нарисовал на ткани и зашил в одежды план мечети Пророка с Каабой, который потом представил Королевскому географическому обществу как доказательство своего пребывания в самом центре мусульманского мира.

План мечети пророка, составленный Бёртоном
План мечети пророка, составленный Бёртоном

Вернувшись в Каир, Бёртон не спешит вернуться в Лондон, где его ждёт слава, почести и восторженные рукоплескания поклонниц.

Каир
Каир

Оставшееся время «отпускник» посвятил составлению подробного отчёта своего путешествия. А в голове неутомимого искателя приключений уже созревал план будущего похода в Сомали с целью поиска истока Нила…

Ричард Френсис Бёртон
Ричард Френсис Бёртон
Древняя карта Сомали и Эфиопии
Древняя карта Сомали и Эфиопии

Но это уже другая история…

Продолжение Часть II

-18