С детства я питаю слабость к пошаговым стратегиям и RPG. Скорее всего, это потому, что первой игрой на ПК у меня была первая часть Civilization, в которую, к слову, не стыдно играть и сейчас. Настолько пожилых мамонтов в этой статье не будет, не переживайте. Только современные пошаговые стратегии и RPG. Предвосхищаю вопросы из серии: "где вставить_название_игры?" или "почему порядок мест именно такой?" Порядок мест я решил расположить очень просто: по количеству суммарно сыгранных часов (покапайтесь, если интересно) по всем игрокам и общей реиграбельностью игры. Все игры из этого списка - прекрасны и я провёл ни один десяток часов за каждой из них.
3 место. Серия The Banner Saga
Первая игра от Stoic Studio вышла в 2014 году и сразу же поглотила меня с головой. Её сложно сравнить с чем-либо, не смотря на то, что все элементы игры мы уже где-то видели - от пошагового боя до депрессивного и жестокого мира. Продолжение в двух частях не разочаровало ни меня, ни других поклонников игры (как я могу судить по прессе). Поскольку разговор будет идти о серии игр, не буду ударяться в обозревание, опишу всё тезисно.
Механика боёв
Одна из самых необычных в пошаговых боях. Это не стандартная "фоллаутовская" система с процентами попадания, критами, уклонениями и т.д. В The Banner Saga механика боёв основывается на очках здоровья и очках защиты.
Формула проста: если у персонажа очки здоровья равняются 20, то и его урон будет равен 20. Но, если очки защиты у персонажа, которого он атакует также равняется 20 или более, то броня поглотит весь урон и дамаг персонажа будет равен 1. Из этой несложной условности выливается целая тактика: сбивать броню или атаковать сразу по очкам здоровья, дабы уменьшить наносимый урон?
Сюжет и лор
Мир игры мрачный, депрессивный и очень хорошо прописанный. Не так часто игроку представляется выбор, который дастся легко. Например, в своём путешествии вы встречаете группу нищих бродяг. Выбор: принять их, дать им немного провианта, но не принимать или вовсе прогнать. Спойлер: все решения имеют минусы, правильного варианта нет. Если вы их примите, то ночью эти бедняки ограбят вас. Дадите еды в дорогу? Члены вашего каравана не одобрят это. Прогоните? Ночью они вернутся и из мести прирежут несколько человек... и ограбят. И в этом вся игра. Редко вы можете получить выгоду от правильного выбора. Чаще всего вы просто минимизируете потери.
Графика
Скажу только то, что художники постарались. Многие отмечали, что стиль рисовки в чём-то напоминает Disney и это правда. Но не только в кат-сценах виден стиль и великолепная работа художников, игровой процесс также прекрасно сделан и анимирован. И всё это тянул когда-то мой студенческий ноутбук, что не может не радовать.
2 место. Into The Breach
Последняя игра от Subset Games запомнилась лично мне большим уровнем хардкорности. Практически нет права на ошибку, каждый бой хоть и длится 4 или 5 ходов, но становится настоящей задачкой, решение которой целиком и полностью зависит от игрока. Не так важен лор или сюжет (это вообще не RPG в конце концов), но удовольствие от игры получаешь именно тогда, когда превращаешь, на первый взгляд, безвыходную ситуацию в чистую победу.
Чтобы не повторятся, на этом и закончу. Если кому-то интересно, полный обзор можете прочитать здесь.
1 место. Darkest Dungeon
Выдержанный мрачный стиль мира и самой игры отнял у меня больше часов, чем предшественники. Кажется, это вообще самая сложная игра с пошаговым боем из всех, в которые я играл. Можно долго спорить о том, насколько велика роль рандома и Darkest Dungeon, но в одном мы согласимся все - она большая, но не решающая. И, наверное, это самая реиграбельная игра из всех в этом списке. Если вы любитель пошаговых боёв и до сих пор в неё не играли, то сбегайте в ближайшую аптеку за корвалолом и вперед, в глубины Темнейшего Подземелья.