Сегодня боевой топор считается исконно русским, почти национальным видом оружия, однако так было не всегда. Еще в XIX веке многие видные историки отказывали топору в праве считаться "орудием боевого труда" русских витязей, и ассоциировали его исключительно с викингами и варягами.
Это мнение базировалось на том основании, что в русском героическом эпосе - былинах - топор не упоминается практически никогда. Богатыри ходят все с копьями, мечами, порою даже с палицами, а то и машут вырванным с корнями деревом - но не топором.
Зато рыжие гости с Севера, славящие одноглазого бога на восьминогом коне, чуть что - так сразу хвать за топоры! У них даже конунг одноименный был, Эйрик Кровавая Секира - а вот русских князей, прозванных в честь топора, что-то ни одного нет...)
Однако в дальнейшем в ходе археологических раскопок было обнаружено очень большое количество боевых топориков разных типов. Причем львиная доля из них - в Северной и Северо-Восточной Руси (Новгород, Владимир и т.п.). В южной топоров находили меньше, но все-таки находили.
Абсолютно все топоры быть варяжскими никак не могли, согласитесь...)
Вариант объяснения здесь может быть следующим.
Рельеф театра военных действий
Специфику применения оружия и особенности тактики во многом диктует рельеф местности. Северная Русь - сплошь леса, в то время практически непролазные, да еще перемежаемые болотами. А Южная - это степь или лесостепь. Простору там гораздо больше.
Киев, "мать городов русских" - это сердце лесостепной зоны. Недаром племя, которое там жило, так и звалось - поляне.
Кстати, не в тему: объяснит мне кто-нибудь, почему мать, если он мужского рода?..
Южнорусский дружинник X-XII столетия действительно, вполне возможно, топора не уважал. Потому что был он в первую очередь всадником, дрался в конном, а не в пешем строю. Все "профессиональное" войско киевских и вообще южнорусских князей - конное.
Ибо посмотрел бы я на того, кто попробовал бы за хазарином или половцем пешкодралом угнаться...
А коннику топор неудобен. Маленький топорик, вроде вот такого:
хотя и обладает небольшим весом, а значит, скоростью и маневренностью, имеет очень малую зону поражения. Грубо говоря, в скоротечной конной сшибке, когда всадники сталкиваются и входят в "боевую зону" друг друга, надо успеть достать противника вот этим крошечным лезвием. И всерьез достать, а не поверхностно цепануть. Это довольно сложно, гораздо проще промахнуться - и попросту зацепить его за плечо таким топориком, как крюком...
А более серьезный топор (по некоторым сведениям, такие называли "брадва") - оружие хоть и мощное, но медленное и инерционное.
На то, чтоб его поднять и опустить, нужно много времени - слишком много для маневренного конного боя. Это первое. Второе: такой топор имеет большую инерцию. Промахнувшись мимо противника, восседая в седле, очень легко, не успевая остановить руку, распахать им бок или круп своего коня.
Или собственную ногу.
Примечание: топорики-клевцы или чеканы для пробивания доспеха - статья особая. Они распространяться стали, когда на поле боя массово завелся одоспешенный противник. Больше чеканы толком ни для чего не нужны.Пик применения чеканов начинается с XIV века, когда у многих воинов появляется не только кольчуга, но и ламелляр. Это Русь Средневековая, но уже не Древняя.
Поэтому топор на юге Древней Руси был оружием пешца - "воя" из городского ополчения, которое собиралось в случае исключительной опасности и профессиональным войском отнюдь не было. А вот на севере ему придавали куда больше значения. И дело здесь не только и не столько в варяжском влиянии (хотя оно, несомненно, было), сколько в том, что дружинники Новгорода чаще сражались пешими из-за рельефа местности и малого количества лошадей. А передвигались чаще всего морским или речным путем, на ладьях или стругах.
А для пешего воина топорик действительно часто предпочтительнее меча или сабли, которыми еще надо уметь сражаться. И здесь уж каждый по своему вкусу выбирал - кто маленький и узкий, но верткий, кто - пошире и потяжелее, но с "бородой", чтобы рубить с оттягом. Разновидностей северославянских боевых топоров - очень много.
Даже в XIII веке, когда викингов и след простыл, новгородская дружина предпочитала воевать пешком, "яко отцы наши", даже если к полю боя выдвигалась на лошадях.
Сила привычки - великое дело.
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika