Найти тему
Кирилл Иванов

Как подняться на Эльбрус. Часть 4. Начало восхождения.

На следующее утро гроза прекратилась, но дождь продолжал идти. Вдобавок опустился туман. В этот день нам предстояло начать наше восхождение на Эльбрус.

Проснувшись в пять часов утра, мы начали потихоньку собираться в путь. В отличии от акклиматизационного выхода на Чегет, куда мы поднимались налегке, нам предстояло совершать дальнейшие переходы со всем снаряжением. На этот раз наши рюкзаки достигали веса свыше двадцати килограмм.

Собравшись завтракать, мы столкнулись с неприятным сюрпризом. На стене, на кухне, висел зацепленным за гвоздь пакет, в котором находился лаваш. Когда мы его вытащили, оказалось, что он был обгрызан по сторонам. Начались споры кто и зачем так сделал. Изначальная версия была, что это сделала белка. Но тогда не ясно было как она залезла в пакет, учитывая, что тот висел двумя ручками зацепленным за гвоздь и его целостность не была нарушена. В противном случае пакет был бы прогрызан, либо на нем остались бы следы когтей. Вторая версия была, что это сделал человек. Кто-то шутя обвинил меня, что возможно это Кирилл лунатил ночью и залез в пакет за лавашем. Но пакет висел довольно высоко и мне, с моим маленьким ростом, было невозможно до него дотянуться, поэтому все обвинения были сразу же сняты. Да, и вообще, если бы человек полез за лавашем, ему было бы достаточно отломать кусок и съесть его, чем заниматься такой ерундой. Короче говоря, мы не пришли к общему мнению и просто забыли про это недоразумение.

вероятный виновник, обгладавший лаваш
вероятный виновник, обгладавший лаваш

На завтрак мы, по большей части, готовили овсяную кашу, в которую, кроме сахара, добавляли сухофркуты. Но, даже, не смотря на это, ближе к концу похода, овсянка нам чертовски надоела. Лично я начинал ею давиться. Кроме овсянки мы, иногда, на завтрак готовили гречневую кашу. Хоть какое-то было разнообразие. Еду мы готовили в небольших котелках. На биваке, кухня была снабжена плитой, подключенной к газовому баллону, однако, на дальнейших стоянках мы использовали для приготовления еды небольшие газовые горелки, которые подключали к газовым баллонам весом 450 грамм. Примечательно, что для разжигания огня мы использовали кремниевые зажигалки, так как зажигалки пьезо на высоте не работали, они просто напросто не выдавали искру.

стандартная горелка, с подключенным к ней газовым баллоном
стандартная горелка, с подключенным к ней газовым баллоном

В семь часов за нами заехал портер, куда мы загрузили наше снаряжение и поехали в поселок Терскол, кроме двоих мужчин, шедших «дикарями», они хотели по-своему подняться на Эльбрус.

Прибыв в поселок мы выгрузились у тропы, ведущей наверх по южному склону Эльбруса. Учитывая, что у каждого участника рюкзак весил около 20 кг., а у тех, кто из общественного снаряжения нес палатки, рюкзак весил и того больше, мы сразу поняли, что наш поход будет «очень весёлым». Опираясь на трекинговые палки, используемые для равновесия и распределения нагрузки на суставы, мы начали подъем.

К тому моменту дождь перестал идти, но все, по прежнему, было затянуто туманом. Местами он рассеивался и открывал взору горные хребты. Такая картина напоминала мираж.

-3

Осуществляли подъем мы средним темпом, несмотря на то, что у нас были все новички в данном деле. Естественно, идти было тяжело, но если поймать темп и идти в ногу с остальными, то некоторое время это помогало. Если сбиться с темпа, то сразу начинаешь отставать. Частенько появлялась небольшая отдышка, словно ты бешишь марафон.

Через каждые полчаса ходьбы мы устраивали привалы, за время которых мы восстанавливали силы, перекусывали, пили чай или изотоник. Также мы заметили, что во время долгого перехода, когда кажется, что сил больше нет, идти становится легче, словно открывается второе дыхание. Но стоило продолжить ходьбу после привала, как идти снова становится тяжело. Гид постоянно спрашивал всех участников о нашем самочувствии, но несмотря на усталость, чувствовали мы себя хорошо.

-4

Далее наш путь проходил мимо опасного участка, где частенько случаются камнепады. У нас даже была инструкция, согласно которой, в случае камнепада, нужно прижаться к склону, с которого камни падают. Скалы, расположенные в той местности, выглядели очень необычно – они были сглажены, будто их сточило морской волной.

-5
участок тропы с камнепадом
участок тропы с камнепадом

Следующий привал мы устроили у водопада «Девичьи косы», который расположен на высоте 2800 м. Высота водопада состовляет 30 м., а его воды идут из ледника «Гара-Баши», который является одним из 23-х составляющих ледников Эльбруса. Водопад «Девичьи косы» обрамляют базальтовые скалы.

водопад "Девичьи косы"
водопад "Девичьи косы"

Стоя на возвышении, где находится водопад, можно рассмотреть панораму, которая открывается на величественные вершины Главного Кавказа.

-8

После пятичасового перехода, мы пришли на первое место нашей стоянки. Это была поляна рядом со скалами и протекающей речкой на высоте чуть превышающей 3000 метров. В стороне от нас, на хребте находилась украинская обсерватория.

Отличное место для лагеря. Из реки мы брали воду для приготовления еды. Вода кристально чистая, так что пить её можно было сырой без всяких опасений.

лагерь на высоте 3000 м недалеко от обсерватории
лагерь на высоте 3000 м недалеко от обсерватории
речка протекавшая рядом с лагерем
речка протекавшая рядом с лагерем

В обед к нашему лагерю пришли те двое мужчин, восходившие по своей программе.

В рамках акклиматизации они совершали радиальный выход, пройдя по нашему маршруту.

Отдохнув у нас, ближе к вечеру, они вернулись обратно на бивак.

На высоте 3000 м. уже чувствовались перепады температур. Днем было еще жарко, а вот ночью становилось довольно холодно, температура была чуть выше нуля.

Дал о себе знать долгий переход, когда у людей с непривычки начали болеть плечи, мышцы спины, у кого-то поясница и ноги. У меня по непонятной причине онемели большие пальцы на обеих ногах, хотя я не испытывал какого-либо дискомфорта при переходе. Могу лишь предположить, что из-за обуви где-то на пальцах передавило сосуды, вызвав небольшое онемение. Несмотря на это, пошевелить пальцами я мог, поэтому не стал поддаваться панике, а просто, каждый раз перед сном массировал их. Хорошо, что на ногах были специальные трекинговые носки, которые не только отводили влагу, не давая ногам потеть, но и защитили стопу от мазолей. Забегая наперед скажу, что онемение прошло само, спустя немного времени, когда я вернулся обратно в Калининград, одев нормальную обувь. Но, в общем, все чувствовали себя хорошо, морально команда была настроена на дальнейший подъем.

-11

Ночью в палатке было очень холодно, но благодаря термобелью из материала POLARTEC и спальному мешку с температурой комфорта -5 °C, спать было даже жарковато. Как только становилось жарко, я наполовину вылезал из спальника, когда становилось холодно, то залезал в него обратно.