Найти тему
Невский Странник

Поход в Историю. Дивенский - пл. 80 км.

Пройти этот маршрут хотелось уже давно, и вот наконец все сложилось именно так, как нужно. Снежная зима, лыжи, легкий морозец в общем все идеально. Стартовой точкой был поселок Дивенский. От него до начальной точки маршрута всего пару километров пешком. И вот мы уже надеваем лыжи на бывшей ж/д отворотке.

Широкие лесные лыжи - это идеальное средство передвижения по пушистому снегу.
Широкие лесные лыжи - это идеальное средство передвижения по пушистому снегу.

Дальше наш путь пролегал до уже знакомой насыпи военной ж/д Чудово-Веймарн. Эту часть маршрута мы уже проходили в летнем походе, поэтому здесь задаем маршевый темп. Правда, мы все-таки делаем остановку у рубежного камня, который выдели еще летом, чтоб попить чаю.

Рубежный камень по Столбовскому миру между Россией и Швецией 1617 года.
Рубежный камень по Столбовскому миру между Россией и Швецией 1617 года.

После небольшого перекуса мы выходим на автомобильную дорогу до деревни заозерье. Здесь снимаем лыжи, т.к. дорога укатанная и идти по ней одно удовольствие. Без остановок проходим через поля до перекрестка на Ивангородский тракт.

Поля близ деревни Заозерье.
Поля близ деревни Заозерье.
Мост военной ж/д Чудово-Веймарн 1941 года.
Мост военной ж/д Чудово-Веймарн 1941 года.
Ивангородская дорога - одна из важнейших магистралей Северо-западной России в XVI-XVII в. Она соединяла Новгород, а вместе с ним и все Московское государство с Ивангородом и Нарвой и являлась важнейшей составной частью сети сухопутных дорог Северо-Запада, куда входили также Ореховская, Ладожская, Псковская, Тихвинская дороги, дорога из Ладоги в Орешек и другие, менее крупные магистрали.
Первые сведения об Ивангородской дороге, точнее - о Водском пути, который, на наш взгляд, может быть  достаточно определенно идентифицирован с Ивангородской  дорогой, относятся к концу XIV века. Немецкий автор  пишет о пути, которым русские добираются в Ревель из  Новгорода по Водской земле (Wattlande). В некоторых источниках XVI столетия встречается это второе наименование Ивангородской дороги - «Водская»; это название употреблялось только в ближайших окрестностях Новгорода.
В качестве организованной государственной магистрали Ивангородская дорога начинает выступать с начала XVI в.   Первое упоминание о ней относится к 1500 г. Однако, есть основания предполагать, что в 20 - 30-е годы XVI столетия трассы многих дорог были исправлены, спрямлены; в это время на нескольких дорогах Северо-Запада появляются «старые ямы» (в противоположность новым). Вероятно, именно ко второй четверти XVI в. относится установление регулярной ямской службы на Ивангородской дороге. На заключи-тельных этапах Ливонской войны вдоль дороги разворачиваются боевые действия; когда, согласно условиям Плюсского перемирия, Копорский, Ямской и Ивангородский уезды были заняты шведами, дорога оказалась рассеченной надвое, движение по ней надолго прекратилось. После Тявзинского мира, в царствование Бориса Годунова, дорога вновь приобретает магистральное значение. В годы Смутного времени вдоль дороги была организована сеть укрепленных пунктов (как русскими, так и шведским военачальниками) - Тесово, Заречье, возможно - Онстапель. После Столбовского мира значение Ивангородской дороги постепенно сходит на нет.
Дорога шла от Новгорода к Лусскому яму (там от нее ответвлялась Ореховская дорога, ведшая на Орешек, Корелу и далее в Лопские погосты) далее по Тесовской волости, принадлежавшей в XVI-XVII в. попеременно новгородским архиереям и Дворцовому ведомству, и, минуя болота, в которых в XVI в. близ трассы стояло три небольших монастыря, выходила на Ижорское плато. По Копорскому и Ямскому уездам дорога шла, в основоном, соединяя крупные селения - погосты, центры дворцовых волостей. В районе д. Волосово от дороги отходила небольшая трасса на Копорье, возможно - более ранняя, чем трасса самой Ивангородской дороги.
(Селин А. А. "Ивангородская дорога".)
Памятная табличка на перекрестке с насыпью ж/д ветки.
Памятная табличка на перекрестке с насыпью ж/д ветки.
Отсюда начинается наш путь по Ивангородскому тракту.
Отсюда начинается наш путь по Ивангородскому тракту.
Вид на пересечение тракта и насыпи.
Вид на пересечение тракта и насыпи.

Здесь мы снова встаем на лыжи и начинаем тропить путь в глубь федерального заказника Мшинское болото. Нашей целью на сегодня является урочище 5-й Кордон. Однако путь к нему предстоит неблизкий и трудный. Дорогу всю перегородили согнутые или поломанные под тяжестью снега кусты и деревья. Не выдерживали снеговой нагрузки даже довольно крупные сосны и ели. Это, в совокупности с глубоким и пушистым снегом, который приходилось тропить под рюкзаком, означало, что скорость нашего передвижения падала местами до 1 км за 2 часа! Мы буквально пропиливали ножовкой себе путь через бурелом.

Так выглядит зимний Ивангородский тракт. И это еще не самые серьезные завалы на нашем пути.
Так выглядит зимний Ивангородский тракт. И это еще не самые серьезные завалы на нашем пути.
Молодые елочки на кромке болота.
Молодые елочки на кромке болота.
Тропим лыжню по снежной целине тракта.
Тропим лыжню по снежной целине тракта.
Так путь выглядит после нас, уже больше похоже на дорогу.
Так путь выглядит после нас, уже больше похоже на дорогу.

Уже в накативших сумерках мы дошли до урочища, где и начали разбивать лагерь, сложив свои вещи под раскидистой яблоней.

Урочище 5-й Кордон.
Урочище 5-й Кордон.
На сегодня лыжи отдыхают.
На сегодня лыжи отдыхают.
Когда-то здесь был поселок, теперь только одичавшие яблони напоминают об этом.
Когда-то здесь был поселок, теперь только одичавшие яблони напоминают об этом.
Охотничья вышка.
Охотничья вышка.

Урочище 5-й Кордон. Здесь находился один из рабочих поселков, который обслуживал крупную торфовозную ужд Дружная горка - Старое болото. Эта ужд за поселком делала разветвления, а поселок был что-то вроде сортировочной станции. Одна ветка из 5-го Кордона шла в урочище Тупик, а вторая через Старое болото в урочище Голодай.

Свет костра разорвал тишину глухой зимней ночи, мы поставили палатку, приготовили горячий суп, а затем просто сели у костра поговорить за кружечкой горячего чая.

Палатка до ночевки...
Палатка до ночевки...
... а ночью был снегопад!
... а ночью был снегопад!

Утро нового дня встретило нас хмурым, свинцовым небом, которое посыпало землю снегом. Оказалось, что снега выпало достаточно для того, чтоб почти полностью замести нашу лыжню и завалить палатку чуть ли не до половины. Но мы были настроены решительно поэтому, наскоро позавтракав и заполнив термосы горячей водой, выдвигаемся в путь.

Приготовление завтрака.
Приготовление завтрака.
И снова тропить!
И снова тропить!
А вот так местами выглядит наш путь.
А вот так местами выглядит наш путь.

И вот, наконец, после изнурительных километров тропежки и продирания через буреломы, лес расступился перед нами. Мы вышли в урочище Старое Болото.

Урочище Старое болото. Вид с Ивангородского тракта.
Урочище Старое болото. Вид с Ивангородского тракта.
Урочище Старое болото. Вид с Ивангородского тракта.
Урочище Старое болото. Вид с Ивангородского тракта.

Как и 5-й Кордон, Старое болото - тоже бывшая деревня. В 17 веке, после заключения Столбовского мира, это был крупный пограничный населенный пункт "Осиновая Горка", один из узлов Ивангородской дороги. Позже уже в советские годы Старое Болото было поселением, обслуживающим торфоразработки, таким же как и 5-й кордон. Вообще считается, что именно здесь в урочище Старое болото и был подписан Столбовский мир и заложен один из первых камней, который мы и хотели найти.

Скинув рюкзаки под кроной ели, мы вооружились навигатором и лавинной лопаткой. Вскоре был запримечен снежный холм, очень похожий на искомый камень. После минут 10 усердной работы мы поняли, что угадали!

Рубежный камень по Столбовскому миру 1617 года. 3 Шведские короны и 2 Русских креста до сих пор хорошо сохранились.
Рубежный камень по Столбовскому миру 1617 года. 3 Шведские короны и 2 Русских креста до сих пор хорошо сохранились.
Рубежный камень в урочище Старое болото.
Рубежный камень в урочище Старое болото.
Из межевой записи:
"а межа пошла от того Плоского камени тою ж Липовскою дорогою за пустошь за Раткино по затесом три версты... и тут Липовская дорога пошла в Свейскую сторону...
а от той грани пошла межа по затесом до Кривого мху четыре версты..".

Граница XIX в, а также южная граница Сиверского лесхоза проходят здесь по р. Ракитинке, однако в тексте эта река даже не упоминается. На карте Кириллова (1727 г) граница дважды пересекает Ракитинку. Кривой мох – возможно, ныне осушенное болото Большевский мох.

Из межевой записи:
"и от той сосны пошла межа гарью по затесом ломами до большой Новгородской дороги, что идет из Новгорода к Иванюгороду на Осиновую горку, версты с четыре, и тут на горке ... камень плоской, а на камени грань крест да короны, да через камень пояс, ... и тут Новгородский Климецкой погост отошел,... и настал Новгородский Бутковский погост, с Копорским, с Орлинским погостом".

Осиновая горка – ключевой пункт на границе, место пересечения с Ивангородской дорогой. Именно здесь был подписан цитируемый протокол о границе, позже здесь был один из главных пограничных пунктов.

-25

Здесь же в урочище мы решили утроить обед. После отдыха идти стало намного легче. Мы взяли курс на пл. 80 км. Нам предстояло пройти по старой торфовозной дороге и выйти на грунтовку до садоводческого массива у станции.

Старая торфовозная дорога.
Старая торфовозная дорога.
На подходе к речке Ракитинка.
На подходе к речке Ракитинка.
Ракитинка занесенная снегом.
Ракитинка занесенная снегом.
Покидаем территорию заказника.
Покидаем территорию заказника.

Мы пересекли русло Ракитинки и покинули территория Мшинского болота, теперь мы шли по землям Ракитинского ботанического заказника. Вскоре показалась и грунтовка, которая должна была вывести нас к станции. На ее обочине мы сделали привал перед финальным рывком. Сняли и упаковали лыжи, допили чай и последний раз взглянули на заснеженную дорожку уходящую вглубь тихого зимнего леса.

Грунтовая дорога до станции.
Грунтовая дорога до станции.
-31

Спасибо за внимание.