Сенатор Элизабет Уоррен заявила в своем блоге, что «пришло время разделить Аmazon, Google и Facebook». Причина, по ее словам, в том, что они стали настолько крупными монополиями, что подавляют конкуренцию со стороны небольших стартапов и тем самым ограничивают возможности и инновации. Предложение Уоррена запрещает компаниям с годовым доходом 25 миллиардов долларов США или более от владения платформой и компаниями, участвовать в работе платформы.
А это значит, что Google, например, придется отделить поисковую систему от рекламного бизнеса. Уоррен также сказала, что обратит вспять мега-слияния, такие как владение Facebook компаниями WhatsApp и Instagram, слияние Amazon с Whole Foods и Zappos, а также приобретение Google таких компаний, как Waze. По ее мнению бизнес-монополии, которыми пользуются эти компании, вредны для других американских компаний и, в конечном счете, уменьшают выбор потребителей. Но есть еще одна сила, которой обладают все эти технологические компании, и которая представляет еще большую угрозу: их монополия на информацию.
Предложение Уоррен не полностью устраняет эту большую проблему. Во-первых, эти технологические компании в значительной степени определяют, что потребители находят в поисковых системах или новостных лентах, когда запрашивают информацию для принятия решений, например, за кого голосовать или куда обращаться за медицинской помощью. По данным исследовательских центров почти 90% населения пользуются Интернетом. Как отмечает Уоррен в своем предложении, Google и Facebook владеют сайтами, которые получают более 70% трафика в Интернете. Так что у них, безусловно, монополия на доступ к информации. И они выстроили свои алгоритмы таким образом, чтобы информация, которую люди видят на их сайтах, хотя бы частично определялась их собственными деловыми интересами.
Например, компании и политики, покупающие рекламу, попадают в топ результатов поиска Google, независимо от того, может ли человек, ищущий информацию в Интернете, получить лучший результат, увидев сначала другие сайты. В 1998 году основатели Google Сергей Брин и Лоуренс Пейдж подчеркнули этот конфликт, отметив, что если кто-то будет искать слова «сотовый телефон» в поисковой системе, которая продает рекламу сотовым компаниям - таким как Google - у поисковой системы появятся стимулы не показывать исследования о том, как мобильные телефоны сначала опасным образом отвлекают водителя. Предложение сенатора Уоррена отделить поисковую систему Google от рекламного бизнеса решит эту проблему лишь частично. Большинство людей не прокручивают далеко вниз результаты поиска.
Крупные технологические компании располагают огромными данными личной информации - от медицинских симптомов, которые ищут в Google, до фотографий детей, размещаемых на Facebook. И после взлома и других непреднамеренных нарушений становится ясно, что они не очень хорошо его защищают. Например, в октябре компания Google объявила, что закроет свою социальную сеть Google Plus, признав, что проблема с программным обеспечением поставила под угрозу личную информацию до полумиллиона своих пользователей перед внешними разработчиками. Усиление конкуренции может привести к появлению новых стартап-компаний, которые лучше защищают личную информацию, что может оказать давление на такие компании, как Google и Facebook, чтобы улучшить их собственные средства контроля безопасности.