Буддизм в Корее зародился во время существования Трех корейских государств (Силла, Пэкче и Когурё) в конце IV века. Буддизм в Корею проник из Китая, и потому первые изображения Будды были прототипами «китайского» Будды. Но со временем буддизм в Корее стал приобретать свои особенности.
Появление буддизма в Корее было наверно неизбежным, в силу тесных отношений между корейскими государствами и Китаем. В то время на корейском полуострове не было другой религии, которая могла бы противостоять распространению буддизму. А если рассматривать буддизм как философское течение, то он развивался в Корее практически одновременно с конфуцианством.
В Корею приезжали миссионеры из Китая, распространяя учения Будды. Первые корейские буддисты посещали Китай, а кто-то добирался даже до Индии, в поисках знаний и священных буддийских мест. В трех корейских государствах строились храмы, создавались статуи, изображения Будды, писались книги.
Государство Когурё
Первым государством, где появился буддизм, было государство Когурё. Во время одного из своих визитов в Когурё, китайский посол привез с собой буддийского монаха Сундо (순도), который показал во дворце изображение Будды. Через два года в государство прибыл еще один буддийский проповедник Адо (아도).
В государстве Когурё буддизму оказывалась поддержка со стороны власти. Сам король говорил, что нужно высоко чтить каноны Будды.
Вскоре в городе Пхеньян(평양) было построено 9 буддийских монастырей, что свидетельствует о широком распространении буддизма.
Государство Когурё находилось на территории современной Северной Кореи, где сегодня буддизм уже не существует.
Государство Пэкче
В соседнем государстве Пэкче, буддизм был «привезен» лишь через 12 лет монахом Маранантха (마라난타) из династии Цзинь. Через год после визита монаха в городе построили буддийский монастырь, где были поселены 10 человек из местных жителей, которые были обращены в монахов.
Государство Силла
В государстве Силла буддизм пользовался всесторонней поддержкой со стороны государственной власти. Официально буддизм здесь приняли лишь в 527 году согласно указу короля Попхына (법흥왕), хотя до этого проповедовался среди простого народа. В отличие от соседних Когурё и Пэкче, буддизм в Силла распространялся с нижних слоев населения к верхним.
О появлении буддизма в жизни Силла существует много версий и легенд. В «Самгук саги (삼국사기)» или истории трех государств, есть легенда. В начале V века первый буддийский монах Мукходжа (묵호자) приехал их соседнего государства Когурё. Он поселился в доме простого местного жителя Море (모례). Море выкопал под своим домом подвальную комнату, в которой поселил гостя. В один прекрасный день в царство прибыл посол из государства Лян, он привез подарки королю, среди которых был какой-то ароматный предмет. Никто не мог понять, что это за предмет. Монах Мукходжа рассказал, что этот предмет нужно сжечь, и когда он будет гореть, его нежный легкий аромат поднимется вверх до священного духа, то есть Триратна или Будда, Дхарма и Сангха.
В то же самое время вдруг тяжело заболела дочь короля. Монах смог помочь девочке при помощи фимиама, а также молитв. Король велел щедро одарить монаха. Мукходжа оставил все полученные от короля дары у Море, а сам внезапно исчез.
В конце V века в Силла приезжает другой буддийский проповедник по имени Адо (아도), который тоже остановился в доме Море. Вместе с монахом в государство прибыли трое его последователей, которые после смерти проповедника Адо распространяли буддизм в государстве.
На территории бывшего государства Силла археологи нашли огромное множество разных предметов буддизма. Одним из основных культурно-исторических наследий того времени является грот Соккурам (석굴암) и храм Пульгукса (불국사), которые находятся в городе Кёнджу.
Строительство грота Соккурам
Буддизм после распада Трех государств
В XII-XIII веках появляются противники буддизма. А при правлении династии Ли, буддийские монахи были отнесены к числу низшего сословия, наравне с крепостными. Однако, официально буддизм не запрещался. Этот период в истории Корее считается периодом сильного спада развития буддизма.
Когда в 1910 году корейский полуостров подвергся японской оккупации, многие местные буддисты встали на сторону колонизаторов, так как те поддерживали буддизм. В это время в «корейском» буддизме появляются элементы «японского» буддизма. Однако, «сотрудничество» с японскими колонизаторами негативно сказалось на развитии буддизма в Корее. В сознании людей он ассоциировался с колонизаторами. В это время силу начало приобретать христианство.
Сегодня в Южной Корее христиан немного больше, чем буддистов. Но буддисты охраняют старые рукописи и книги о буддизме, они стараются поддерживать и проповедовать буддизм в государстве. Они ухаживают за оставшимися буддийскими храмами, проводят учения и разные мероприятия.
Фотографии из личного архива автора