Хороших сабельных поединков в мировом кинематографе не так уж и много. Хороших - это значит в первую очередь хорошо поставленных, а главное - хорошо снятых, где камера не выхватывает отдельные части тел героев, машущих оружие где-то за кадром, а дает крупный план.
Эта кинодуэль, с моей точки зрения, одна из лучших. По просьбе читателей я уже давал по ней ряд комментариев в паблике, а сейчас подумал и решил сделать более детальный разбор.
Но сначала - несколько слов про польское сабельное фехтование. Для удобства читателя вынесено в отдельную статью.
Поединок
Итак, вооружившись этими знаниями, разберем дуэль Володыевского и Кмитица. Ссылка на видео - вот: https://youtu.be/kFNwbUxT11Q
Примечание: по ходу боя у Кмитица будет пару раз меняться сабля. Это мелкий киноляп, для нас несущественный.
Сразу должен отметить, что поединок происходит в сильный дождь. Земля под сражающимися размокла до состояния жидкой грязи. Это затрудняющий фактор, поскольку фехтовать, утопая в скользкой, склизкой грязи - крайне неприятно. Ноги норовят разъехаться в разные стороны, погрузиться в грязь по щиколотку... Поскользнуться - как нефиг делать. Даже если под ногами у поединщиков трава, а не голая земля , это не сильно меняет положение. Мокрая трава и прячущиеся под ней кочки - тоже далеко не подарочек мечнику.
Пан Володыевский тогда считался одним из лучших фехтовальщиков Польши. Это отражено в фильме - у него "академические", правильные стойки и очень лаконичные, экономные движения и удары.
Манера боя Кмитица совершенно другая - развязно-гоповатая (ну так он и сам на данный момент - практически гопник). Обращает на себя внимание любопытная позиция: он выходит на Володыевского, вытянув вперед саблю и почти скрещенную с ней левую руку. Такой прием может иметь смысл в одном-единственном случае - если готовишься перехватить оппонента за ведущую кисть, с оружием. Прием реальный, прием довольно действенный - только работает лишь против заведомо более слабых мечников, к которым Володыевский никак не относится...))
Володыевский атакует первым. Короткий укол-тычок в лицо с максимальной дистанции, и серия не особенно сильных рубящих. При этом удары идут не в противника, а в его клинок - это проба сил, проверка, насколько противник быстр, насколько прочно держит саблю. И уже с этого момента, кстати, становится ясно, что пан Володыевский играет - он мог распороть кисть Кмитицу уже вторым или третьим ударом...)
Все. С этого момента Анджей Кмитиц хорохориться перестал. Он попробовал парочку самых примитивных рубящих, убедился в быстроте и силе противника - и пошел против него кругом. Уже только это - признак силы одного и слабости другого. Володыевский выжидает, выставив саблю в длинную позицию. Сабля или меч в далеко вытянутой руке - это, по сути, ловушка для неопытного врага. Весь расчет на то, что он атакует батманом, попытается ваш сбить клинок, поскольку ему не предоставлено никакой другой возможности. И на этом можно сыграть...)
Кмитиц делает очень широкие, размашистые удары. Причин этому может быть две - либо плохая школа, либо... Он просто привык рубить по доспехам. По кольчуге. Почти все его удары - сплеча, наотмашь, в отличие от коротких локтевых и кистевых у пана Володыевского.
Далее идет эпизод с рубкой стоя на месте. Удар - парат (прямой блок клинком) - контрудар. Володыевский с места вообще не сходит, стоит как столп соляной и машет саблей. Если верить его потомкам-реконам, это она и есть - крестовка.
Вообще есть такой упражнение, когда ученика ставят ровно - и велят отражать сыплющиеся с разных сторон удары, не сходя с места. Это - упражнение на контроль ног. Надо заставить себя стоять. Любому человеку под градом ударов инстинктивно хочется отступить - или наоборот, наступить, сменить позицию. Но без команды от мозга позволять такое ногам нельзя - на то упражнение и рассчитано, на контроль своего тела.
В реальном сабельном бою так лучше не делать. Во-первых, постоянные парирования лишают тебя инициативы. Во-вторых, в реальной схватке обороняющийся боец, даже если он хорош, пропускает обычно уже третий удар - и дальше для него уже все кончено. В-третьих, такой обмен ударами лезвие-в-лезвие - это хана лезвию, братушки. Даже если выживешь, клинок, не исключено, полностью перетачивать придется.
Вот поэтому я в такой стиль "крестовки" и не верю, кстати...
"Саблей машешь, как цепом!"
Далее на какой-то момент становится уже не так интересно. Поединщики фехтуют "меч-в-меч", как дети малые, когда в мушкетеров играют. Это заметно по тому, что удары приходятся исключительно в клинок противника, а вовсе не в живую плоть, как должны были бы. В реальности так не делают: в меч бьют только для того, чтобы отклонить его в сторону и нанести второй, решающий удар - в тело. Это и называется батман. Все.
А вот дальше становится интересно. Володыевский, вымотав противника, вынуждает его опустить саблю вниз. Стойка такая вообще-то есть, но она на умных рассчитана...)
Пан Володыевский выводит саблю противника вниз, потом подцепляет острием ее за дужку - и практически вынимает из руки, отшвыривая подальше. Добрый человек, лично я бы давно по кисти резанул и не заморачивался...)
Это сложный прием. Каюсь, я такого раньше не видел. Надо проверить как-нибудь, насколько он реален...
Все. Теперь Анджей Кмитиц мало того что устал - во время боя он расходовал гораздо больше энергии, чем его расчетливый противник - так он еще и разозлен. Гордого шляхтича прилюдно унизили и оскорбили. А ярость в данном случае - плохой советчик. Атака нахрапом, так называемый "стиль Быка", хороша только против заведомого более слабого духом противника. На того, кто хладнокровен, быстр, силен и точен в движениях, дуриком лучше не лезть - огребешь...)
Все. Дальше идет сущее избиение младенца. Пан Володыевский красуется перед своими людьми, а Кмитиц машет саблей, не понимая, что с ним играют. До того момента, пока Володыевскому это не надоедает - дождь, холод, слякоть, а он уже человек немолодой вообще-то...))
И лучший фехтовальщик Польши заканчивает бой даже не ударом, а обидным щелчком оппоненту в лоб. Так оно, кстати, и называется - щелчок, легкий и хлесткий. Наносится быстрым, но слабым ударом, самым кончиком меча или сабли в лобную кость или темя противнику. Верное средство сбивать спесь с чересчур зарвавшихся и много о себе возомнивших панов, меня так первый учитель постоянно на место ставил...)
Этот удар можно сделать нелетальным. Так Володыевский и поступил - не хотел он Кмитица убивать. Хотел был, так давно б убил.
И расчет оказался верен - Анджей Кмитиц в итоге выжил и даже резко поумнел...)
Вот что крест животворящий делает!)))
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika