Мало кто знает, что в истории отношений Лили Брик и Владимира Маяковского есть и "автомобильный след". Оказывается великий советский поэт был первым частным автовладельцем в СССР, а Лиля Брик - единственной в стране женщиной, которая водила автомобиль.
Первой советской автомобилисткой стала Лили Уриевна Каган (1891−1978), более известная как Лиля Брик — «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных российских литературно-художественных салонов.Эта светская львица и la femme fatale была любимой моделью лучших фотографов того времени. До сих пор, например, известен её портрет работы Александра Родченко, где она предстала в образе труженицы — этот снимок стал основой для многих советских плакатов.
За руль она села благодаря влюблённому в неё Владимиру Маяковскому. В то время автомобили в СССР не продавались в частное пользование, но поэту удалось (кстати, по просьбе Лили Брик) выхлопотать себе разрешение на покупку «железного коня» и стать 1-м советским автовладельцем. Случилось это в 1928 г.
Маяковский приобрёл во Франции Renault 6 CV type NN (на фото внизу) — компактный, недорогой и надёжный 4-местный автомобиль в модификации с закрытым кузовом. Его 4-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения при объёме в 1 л. развивал мощность в 17 л. с. КПП была 3-ступенчатой, привод — задним. Максимальная скорость составляла 70 км/ч.
Кстати, сам поэт никогда не водил эту машину, зато Лиля Брик была готова не вылезать из-за руля сутками. Она, например, вместе с Маяковским проехала из Москвы до Ленинграда и обратно — по тогдашним жутким дорогам и при полном отсутствии какого-либо сервиса.
При этом водила Лиля Брик превосходно. Маяковский шутливо писал по этому поводу: «В час 50 километров пру, а за меня зевак обкладывает сирена…» Сама Брик в мемуарах написала, что была тогда единственной жительницей СССР, сидевшей за рулём: «Кроме меня управляла машиной только жена французского посла».
Вот такими были первые известные автомобилистки нашей страны, настоящие феминистки, своим примером показавшие, что удел женщин — не только «церковь, кухня, дети».
У нас есть еще пара текстов про женщин и автомобили:
Кто был первой женщиной-водителем в мире?
Какие женщины первыми в России сели за руль "мотора"?