Найти тему

Игорь Сергеевич Крылков. Художник рисовавший деньги.

Оглавление

Меньше месяца назад 14 февраля 2019 года на 92 году жизни умер заслуженный художник РСФСР Игорь Сергеевич Крылков.

Наверное, большинству людей, включая сюда профессиональных искусствоведов, это имя ничего скажет, хотя его работы знакомы абсолютно всем.
Игорь Сергеевич всю жизнь проработал на фабрике Гознака, пройдя путь от ученика до главного художника.
Можно сказать, что он всю жизнь рисовал деньги и приложил руку ко всем купюрам имевшим хождение в нашей стране от Сталина до Ельцина.
Давайте вспомним добрым словом этого человека, а заодно вспомним, какими были и как менялись деньги в нашей стране.

От Сталина до Горбачева

Игорь Крылков любил рисовать с детства. Занимался в художественной студии при Московском доме пионеров, мечтал поступить в художественное училище, но все планы спутала война.
На Гознак 16-летний подросток попал в феврале 1944 года по протекции дяди работавшего в Наркомфине.
На фабрике действовала, сохранившаяся в прочем и до нынешних дней система индивидуального обучения.
Ученик прикреплялся к мастеру и проходил у него полный курс обучения с помощью дяди, работавшего в Минфине. На фабрике была принята система индивидуального обучения, с последующей защитой диплома художника-графика.

Способный подросток попал в ученики к знаменитому Ивану Ивановичу Дубасову автору Государственного герба СССР главному художнику Гознака.
В марте 1945 ускоренный спецкурс был успешно пройден и Крылков был зачислен в штат.
Его дипломной работой стала оборотная сторона рублёвой купюры выпущенной в обращение в 1947 года. Автором лицевой стороны был его учитель Дубасов.

-2

Денежная реформа 1947 года была жизненно необходима. Во время войны страну буквально наводнили фальшивки. Это были и специально изготавливавшиеся немцами для подрыва нашей экономики огромные партии фальшивок фабричного производства, и плоды трудов фальшивомонетчиков старой еще дореволюционной школы. К тому же, то тут то там находились огромные суммы денег спрятанные в начале войны при отступлении красной армии.
В общем, работать приходилось по 12 часов в день, без выходных и праздников.
Четыре художника: Дубасов, Поманский, Солярский и Крылков, а также граверы Аферов и Михеев выдавали один эскиз за другим, но одобрения они не находили.
А принимал работу ни кто, ни будь, а сам товарищ Сталин.

Иосифу Виссарионовичу не нравился ни один из предложенных вариантов, среди которых была «этнографическая серия» с изображениями народов СССР, ни военная, ни серия с портретами известных деятелей международного революционного и коммунистического движения.
О банкнотах со своим собственным портретом Сталин даже слышать не захотел.
Однажды во время очередного обсуждения вождь народов задумчиво спросил: «А чем были плохи царские деньги?».
Эту идею тут же использовали и задача была решена.
В музее Гознака и сегодня хранятся эскизы, на которых рукой вождя поставлены жирные галочки его любимым красным карандашом.
А банкноты образца 1947 года, действительно имеют очень много общего с царскими ассигнациями.
Эдакий псевдо русский разухабисто купеческий стиль, однако с весьма сложным орнаментом и хорошо технически защищенные от подделок.

-3
-4

Кроме советских денег 1947 года Игорь Крылков участвовал в разработке новых денег для социалистических стран Чехословакии, Болгарии, Румынии, ГДР.
Рисовал он и знаменитые послевоенные Облигации Государственного займа на восстановление народного хозяйства.

-5

В 1958 году он создал эскиз первого билета денежно-вещевой лотереи.

-6

К реформе 1961 года Игорь Сергеевич подошел уже опытным мастером и сам руководил бригадой по их разработке.
По его собственному признанию, эти купюры, по сравнению со Сталинскими, получились более блеклыми и невыразительными,
Однако время такое было, во всем царил минимализм.

-7

Игорь Сергеевич автор эскизов целого ряда юбилейных и памятных монет СССР, а так же почтовых марок посвященных различным событиям.

-8

После денежной реформы 1961 года художникам Гознака строжайше запретили рисовать какие бы то ни было эскизы денежных купюр. Власти боялись слухов о новой денежной реформе.
Однако без работы сидеть не приходилось,
Игорь Сергеевич Крылков автор дизайна всех важнейших общегосударственных документов, свидетельства о рождении, общегражданский паспорт СССР, аттестат зрелости, свидетельство о браке и т.д.

Кроме того, в середине 70-х он выполнил особо важное задание, разработав новый дизайн партбилета и удостоверения члена ЦК.

Партийные билеты нового образца. №1 на имя В.И. Ленина. №2  на имя Л.И. Брежнева.
Партийные билеты нового образца. №1 на имя В.И. Ленина. №2 на имя Л.И. Брежнева.

Последней большой работой времен СССР стала работа над недоброй памяти пятидесяти и сто рублевыми купюрами 1991 года, и проявившимися вслед за ними купюрами более крупного номинала.

-10

Деньги новой России

Первым заказом, полученным от нового Российского правительства было создание приватизационного чека или ваучера, если кто не помнит.
Художником было предложено пять вариантов эскизов. В его вариантах было изображение семейства - мама, папа и ребенок, был вариант в стиле лотерейного билета, с купоном и без купона. Рассматривалось и декоративное решение в стиле старых российских ценных бумаг. Анатолий Чубайс утвердил вариант ваучера с Белым домом. После того как был утвержден эскиз, Крылков поставил свой крошечный автограф там, где на эскизе изображена гостиница «Украина», зашифровав буквы ИК среди узоров.

-11

О банкнотах образца 1993 года Крылков отзывался весьма скептически.
С распадом Советского Союза с банкнот убрали портрет Ленина, герб государства и советскую символику, а ведь это, прежде всего, была еще одна степень защиты от подделки. Вместо герба на новых банкнотах Игорь Крылков поместил изображение российского триколора и Кремля. Кроме того, Георгий Матюхин, бывший в то время председателем Центробанка, решил в старых традициях поставить на купюрах свою подпись. Выпуск новых денег заказывал генеральный заказчик Гознака — Центральный банк, департамент эмиссионно-кассовых операций. По мнению Крылкова, эта серия получилась не очень удачной, хотя с полиграфической точки зрения банкноты были выполнены на достаточно высоком уровне.

-12

Именно Игорь Сергеевич Крылков автор идеи отразить на банкнотах образца 1995 года Россию «от Москвы до самых до окраин». Дизайн получился настолько удачным, что от него не стали отказываться в период деноминации, а просто убрали лишние нули.

-13

Нынешняя 100 рублевая купюра с Большим театром полностью нарисована Игорем Сергеевичем Крылковым, человеком который всю жизнь рисовал деньги.