Продолжаем знакомить вас с фильмами, официально запрещёнными к показу в России или столкнувшимися с серьёзными проблемами. Начало - тут.
«Борат»/Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006)
Легкомысленная комедия с Сашей Бароном Коэном в роли казахского журналиста, приезжающего в США, не получила прокатное удостоверение в России, потому что «содержит материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий». Это был первый случай запрета непорнографического фильма в нашей стране.
Любопытно, что в самом Казахстане лента официально не была запрещена. Однако представитель МИД страны выразил надежду, «что компании-прокатчики проявят ответственность и не будут показывать этот фильм».
Другие фильмы, столкнувшиеся с проблемами:
«Безымянная — одна женщина в Берлине»/Anonyma - Eine Frau in Berlin (2008)
Очень спорная и неоднозначная драма о Великой Отечественной войне, в которой эксплуатируется тема массовых изнасилований немок советскими солдатами в 1945 году. Фильм основан на дневнике Марты Хиллерс, в котором она описывала преступления по отношению к себе и другим женщинам в этот период. Воспоминания были изданы в качестве книги, состоящей из эпизодов, описанных автором со слов других жертв, поэтому сомнения по поводу их достоверности сохраняются и по сей день.
Российские прокатчики решили даже не связываться с фильмом, полагая, что точно не получат разрешение на его демонстрацию. Картина вышла только небольшим количеством копий на видео.
«Война Чарли Уилсона»/Charlie Wilson's War (2007)
Главный герой фильма – скандальный конгрессмен штата Техас, который начинает финансировать повстанцев в Афганистане, что и приводит в итоге к их победе над советскими войсками.
В начале 2008 года компания Universal Pictures International Russia отказалась от проката этой биографической драмы с Томом Хэнксом в главной роли по причине «определённой направленности картины», в которой Советский Союз был выставлен далеко не в лучшем свете. Другими словами, была опасность того, что зрители родом из СССР будут по меньшей мере оскорблены увиденным.
Ещё одним аргументом в пользу такого шага стали сомнения компании относительно окупаемости фильма в России. Утверждалось, что к принятому решению власти отношения не имеют.
«Да и да» (2014)
Фильм российского режиссёра Валерии Гай Германики был показан на Московском кинофестивале в первоначально задуманном варианте. Однако прокатный период, следующий за премьерой, совпал с началом действия нового закона о запрете мата в кино в 2014 году.
Три дня до вступления этого ограничения в силу картину демонстрировали в ограниченном количестве копий. Далее ленту пришлось переозвучивать вопреки художественному замыслу автора, но с её согласия.
Новая версия получила разрешение на широкий прокат, однако не смогла окупить бюджет - совокупные кассовые сборы по итогам двух релизов составили 52 тысячи долларов при бюджете в 600 тысяч долларов.
«Россия 88» (2009)
Псевдодокументальный российский фильм рассказывает о банде скинхедов, которая снимает ролики о своих опасных убеждениях с целью заинтересовать и привлечь молодёжь в движение. Основная драма в картине завязывается тогда, когда главарь преступной группы узнаёт, что его сестра встречается с кавказцем. Одна из особенностей фильма – использование в нём оригинальной нацистской музыки.
3 февраля 2016 года Нарьян-Марский суд признал фильм экстремистским. Однако уже через день данная мера по отношению к «России 88» была отменена из-за того, что радикальным посчитали лишь один фрагмент, вырезанный из картины. Тем не менее, эту киноленту никогда не показывали ни в кинотеатрах России, ни по телевидению.
«Жизнь Адель»/La vie d'Adèle (2013)
Поражающий своими откровенными лесбийскими сценами фильм французского режиссёра Абделатифа Кешиша стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» 66-го Каннского фестиваля в 2013 году.
Эротическую мелодраму поначалу хотели запретить на территории России: Роскомнадзор заблокировал и медиаматериалы, и даже аннотацию к фильму как неприемлемые. Однако картина всё же получила разрешение на показ в России, хоть и в очень скромном количестве копий.