Найти тему
Epistola non erubescit

Богиня Фама: путь от сплетен до славы

Набросок богини Фамы Adam Elsheimer Gesellschaft
Набросок богини Фамы Adam Elsheimer Gesellschaft

Сегодня я ходила в ГМИИ им А.С. Пушкина на лекцию по медальерному искусству (лектор Ю.Е. Краснобаева), этот курс состоит из 9 занятий и открывает удивительный мир медалий. Внутри курса рассказывают и показывают любопытные примеры и детали медалий из аллегорий, эмблем и символов. Особенно меня заинтересовала данная медаль:

Настольная медаль «В память посещения Петром I монетного двора в Париже. 1717 г.»
Настольная медаль «В память посещения Петром I монетного двора в Париже. 1717 г.»

На медали как я думала трубит во все трубы аллегория Славы, но все оказалось гораздо сложнее. Рядом с фигурой находится сокращенная цитата из "Метаморфоз" Овидия. В Википедии можно встретить яркий образ богини описанный римским поэтом:

-3
Овидий описывает обитель Молвы (Фамы), которая живёт в середине земли, между землею, морем и небом, на рубеже трёх царств природы, откуда видно все, куда долетает каждый звук, и где на вершине горы, во дворце со множеством входов и отверстий, богиня устроила себе жилище. Построенное из звонкой меди, оно гудит, отражая все звуки, хотя не слышно в нём криков, а ведётся всюду тихий разговор, похожий на ропот морских волн. В прихожей толпится множество жадного до новостей народа; там носятся тысячи слухов, наполовину правдивых, наполовину ложных; из уст в уста передаются в искажённом виде чужие слова, и из праздной болтовни растёт сплетня. Там можно встретить Легковерие, легкомысленное Заблуждение, Разочарование, с искаженным лицом Страх, быстро вспыхивающий Гнев, возникающее из сомнительного источника Шушукание. Обо всём знает Молва, что делается на небе, на море и на земле, обо всём старается она выведать.

Образ богини складывается скажем так не слишком приятный, но в этом же описании есть цитата, которая стала в средние века поговоркой и изменила образ богини:

Молва растет по мере своего распространения.
Изображение Славы из иконографического словаря Чезаре Рипе
Изображение Славы из иконографического словаря Чезаре Рипе

Так богиня Фама стала благодаря повсеместному распространению вестницей не только слухов, но и важных новостей, которые ближе к эпохи возрождения стали Славой. Интересно, что главный атрибут как слухов, так и славы это длинная труба:

The Elevation of the Great Elector into Olympus. Ceiling painting (detail: Fama), City Palace, Potsdam
The Elevation of the Great Elector into Olympus. Ceiling painting (detail: Fama), City Palace, Potsdam

Трубу можно встретить также на игральных картах имевших хождения в Италии начиная с эпохи Возрождения, вместо Фамы на них изображен трубящий Ангел, который несет известия:

Minchiate Etruria Tarot
Minchiate Etruria Tarot

Начиная с эпохи Ренессанса Фама становится не только значимой и приятной персоной, которая говорит об успехе и славе, но и приобретает подругу - Победу или Викторию.

 «Триумф Евхаристии» , Питер Пауль Рубенс 1620е годы
«Триумф Евхаристии» , Питер Пауль Рубенс 1620е годы

В росписи аллегорических изображений и многочисленных дворцов можно часто можно встретить рядом прекрасную Фаму с трубой, а рядом Викторию держащую пальмовую ветвь и лавровый венок.

Justus van Egmont - Fama crowns a victorious general
Justus van Egmont - Fama crowns a victorious general

А ближе к XIX веку можно встретить Фаму в мужском образе:

Justus van Egmont - Fama crowns a victorious general
Justus van Egmont - Fama crowns a victorious general