Сегодня я ходила в ГМИИ им А.С. Пушкина на лекцию по медальерному искусству (лектор Ю.Е. Краснобаева), этот курс состоит из 9 занятий и открывает удивительный мир медалий. Внутри курса рассказывают и показывают любопытные примеры и детали медалий из аллегорий, эмблем и символов. Особенно меня заинтересовала данная медаль:
На медали как я думала трубит во все трубы аллегория Славы, но все оказалось гораздо сложнее. Рядом с фигурой находится сокращенная цитата из "Метаморфоз" Овидия. В Википедии можно встретить яркий образ богини описанный римским поэтом:
Овидий описывает обитель Молвы (Фамы), которая живёт в середине земли, между землею, морем и небом, на рубеже трёх царств природы, откуда видно все, куда долетает каждый звук, и где на вершине горы, во дворце со множеством входов и отверстий, богиня устроила себе жилище. Построенное из звонкой меди, оно гудит, отражая все звуки, хотя не слышно в нём криков, а ведётся всюду тихий разговор, похожий на ропот морских волн. В прихожей толпится множество жадного до новостей народа; там носятся тысячи слухов, наполовину правдивых, наполовину ложных; из уст в уста передаются в искажённом виде чужие слова, и из праздной болтовни растёт сплетня. Там можно встретить Легковерие, легкомысленное Заблуждение, Разочарование, с искаженным лицом Страх, быстро вспыхивающий Гнев, возникающее из сомнительного источника Шушукание. Обо всём знает Молва, что делается на небе, на море и на земле, обо всём старается она выведать.
Образ богини складывается скажем так не слишком приятный, но в этом же описании есть цитата, которая стала в средние века поговоркой и изменила образ богини:
Молва растет по мере своего распространения.
Так богиня Фама стала благодаря повсеместному распространению вестницей не только слухов, но и важных новостей, которые ближе к эпохи возрождения стали Славой. Интересно, что главный атрибут как слухов, так и славы это длинная труба:
Трубу можно встретить также на игральных картах имевших хождения в Италии начиная с эпохи Возрождения, вместо Фамы на них изображен трубящий Ангел, который несет известия:
Начиная с эпохи Ренессанса Фама становится не только значимой и приятной персоной, которая говорит об успехе и славе, но и приобретает подругу - Победу или Викторию.
В росписи аллегорических изображений и многочисленных дворцов можно часто можно встретить рядом прекрасную Фаму с трубой, а рядом Викторию держащую пальмовую ветвь и лавровый венок.
А ближе к XIX веку можно встретить Фаму в мужском образе: