Найти тему
Misha Chernyshev

Работа на Аляске - остров Kodiak, залив Larson Bay. 150 рабочих консервного завода, 300 алеутов и тысяча бурых медведей.

Шел 2000-ый год. Я заканчивал 4-ый курс и нуждался в деньгах. Программа WorkExperience USA давала четырехмесячную рабочую визу в Штатах. Собеседование с потенциальными работодателями вывело меня и ещё несколько десятков студентов из России, Беларуси и Казахстана на компанию Kodiak Salmon Packers. Они обещали покрыть все расходы связанные с перелетом до острова, проживанием, питанием. И, самое главное, ставку в час выше, чем в любой компании на материке. Выбор был очевидным.

Я одолжил немного денег у родителей на покупку 40-литрового рюкзака и спального мешка. Был полон решимости перед покорением загадочного острова, чем вызвал приступ паники у папы. Он пообещал привязать меня к батарее и не отпустить ни «на какую-то там Аляску! Ты что с ума сошёл?!».

Маршрут оказался длинным: Москва->Нью-Йорк->Сиэтл->Анкоридж->Кодиак (кстати, бывшая столица русской Аляски, а ныне одна из важнейших военных баз США) -> залив Ларсен Бэй. С каждой пересадкой самолеты становились все меньше. На последнем отрезке мы с ещё 3-мя авантюристами и пилотом летели на четерыхместной Цесне. Трясло ее в воздухе как дельтаплан. При приземлении на грунтовую дорогу острова у всех случился приступ паники в перемешку с восторгом.

Жили в бараках, стоявших на сваях в воде. Сваи уберегали наше хлипкое жильё от наводнения во время океанских приливов. Для меня, городского жителя, этот остров казался другой планетой. Вокруг были снежные горы, прозрачный воздух и бескрайний океан. Утром, по дороге на вахту, встречались морские львы, греющиеся на камнях и игнорирующие двуногий пролетариат. Иногда можно было видеть с берега фонтанчики над гладью воды и громадные взмывающие хвосты: мимо проплывали киты.

Мы работали на рыбоперерабатывающем консервном заводе. Консервировали лосось. Много лосося. Очень много очень разного лосося. 🙂

-2

Почти каждую ночь рыбаки выходили в океан и возвращались с уловом. Рыба должна была быстро попасть в первый цех - переработки. Она складывалась в огромные, высотой в несколько этажей контейнеры. Их было 6. Каждый делился внутри на 2 части. Это важно, так как нужный вид лосося (а я не знал до этого, что океанский лосось бывает разных видов) обязан попасть в свою часть контейнера. За что отвечали сортировщики.

Иногда рыбы было больше, чем могли вмещать стационарные контейнеры. Тогда сортировали в большие мобильные пластмассовые, просыпали равномерно льдом. Так она хранилась в течении суток. Задача завода была в отработке всей пойманной рыбы в течении 24 часов. Иначе она пропадала, приходилось списывать и утилизировать.
После первичной ручной сортировки лосось попадал на стартовый конвейер.


Рыбу загружали в специальную машину, которая вспарывала брюхо, отрезала голову, плавники и вытаскивала внутренности. Автомат работал крайне неаккуратно, поэтому все предварительно выпотрошенная масса попадала на ленту к «слайсерам». Грозные парни, вооруженные острыми ножами, выхватывали из потока неидеальных рыб. Отточенными движениями ниндзя они вмиг убирали ненужное, погружая лосось на следующую ленту - во второй цех “cannery”. Здесь рыба автоматически разрезалась на куски, раскидывалась по банкам с таблетками соли. Поток проходил “eye-control” на торчащие части (их необходимо было быстро поймать, убрать с помощью специальных ножниц), в финале на банку накручивалась крышка.

-3

Третий цех отвечал за “steaming”. Банки с рыбой загружались в огромные цистерны, под давлением внутрь поступал пар. После термической обработки лосось готовился, остывал. Затем банки приезжали в цех хранения. Здесь ставили маркировку и складывали готовый продукт в палеты для транспортировки на большую землю. Раз в неделю к заводу подплывал большой корабль и забирал все на материк.

Ближе к июлю к основным цехам добавился ещё один - с икрой. Здесь у лосося вначале аккуратно вынимали красную икру, солили и складывали в пластиковые термо-контейнеры. Отдельный корабль забирал ее в Японию.

Моя первая работа была в цеху номер один. Выдали огромную лопату и подвозили контейнеры со льдом. Лёд нужно было перебрасывать в контейнер с рыбой, равномерно закидывая лосось. Я никогда не отличался особым атлетизмом, поэтому через час такой работы начали ныть руки и болеть спина. Через два перед глазами летали «звездочки». В мыслях я уже прощался с едва начавшейся карьерой ледокидателя, с жизнью на острове и вообще. Но не сдавался. Так как это было бы слишком просто. Наверное, начальник цеха увидел, что он сейчас потеряет бойца, подбежал ко мне и прокричал: “Look, man, we need one persons in a cannery in quality control department with good English. Yours seems to be quite ok. We want you to take that role.” Не знаю, какие боги спасли меня. Может то, что был худым, как дрищ, и испугались моей смерти? Но это была реально одна из лучших работ на всем заводе. Я должен был следить за видами лосося, менять направление конвейерной ленты так, чтобы сорта лосося не смешивались. Как только в банки начинал попадать новый сорт лосося, останавливать всю линию и менять код на банках (Это такие странные буквы и цифры сверху на алюминиевых крышках. Они сообщают, какой сорт на какой смене был сделан). Первую неделю я держал чемпионство по количеству косяков и ошибок. Не вовремя замечал переход от одного сорта рыба к другому. Весь лосось был «на одно лицо». Однажды заполнил контейнер наполовину одним сортом лосося, а на вторую - другим. Когда начальник цеха это обнаружил, то грязно выругался. Решение по исправлению ситуации было найдено быстро. Остановили линию, отправили всех на обед, а я в прямом смысле нырнул в этот контейнер. Помочь вызвался Азамат из Казахстана. За 40 минут руками мы перебросили всю неправильную рыбу в нужный соседний контейнер. До сих пор помню как это - стоять по шею в лососе 🙂 Зато потом при тусклом свете и большой усталости всегда различал King от Chum, Pink от Silver, Sockeye от Red.

Работы было много. Очень много. Вначале нас это радовало. Если мы работали больше 40 часов в неделю, то получали overtime bonus, который увеличивал еженедельный чек. Но через несколько недель в режиме нон-стоп по 14-18 часов в сутки начали ломаться даже сильные. Когда физически невозможно было сдвинуть себя в 6 утра с кровати, потому что ложились всего 4 часа назад. А это n-ый день без нормального сна, все, что ты видел перед собой - лосось, банки и конвейерная лента, лосось, банки и конвейерная лента, лосось, банки ...

Каждый справлялся с перегрузками по-своему. На удивление, самыми сильными и выносливыми оказались девушки из Белоруссии. У них была одна из самых сложных работ, требовала постоянной концентрации и умственного напряжения. Девушки работали на ленте, которая проносила мимо их глаз сотню открытых банок с рыбой в минуту. Как раз тут и приходилось очень быстро отрезать все лишнее, что торчало из упаковки. Если они пропускали хоть одну банку с «торчком», то на этапе закрутки заклинивало весь конвейер. Приходилось полностью останавливать процесс и руками вынимать «брак». Так что «хватай - реж - отпускай» стало кредом быстрых девушек из Белоруссии.

Было несколько парней. Сильных физически. Они не выдержали, сдались и улетели на материк. Но большинство пережило первый месяц, а дальше стало проще. Наш мозг - удивительная штука. Он адаптировался к перегрузкам. Учился уходить в режим “stand-by” во время работы. Это было состояние, похожее на транс. Когда картинка вокруг как бы отдалялась от тебя. Звуки становились тише, и мозг наблюдал за всем со стороны. Мы учились быстро высыпаться. Кофе, горный воздух и восхитительная еда, которой кормили, держали нас в здоровом теле и бодром духе. Начали появляться свободные дни и даже недели. Это случалось, когда правительство временно приостанавливало вылов лососевых из-за нереста или в связи с контролем над популяцией.

В этом время часть отсыпалась и слонялась по баракам, а другая выходила в походы исследовать остров. Я всегда был в походной части. В них мы наблюдали медведицу с медвежатами на берегу реки. В них на болотах нас жрала мошка. В них однажды мы остались отрезанными приливом, возвращаться пришлось через горы.
Там же я пережил первое в своей жизни землятресение. Оно случилось во время обеда. Все сидели, болтали как обычно, как вдруг пол начал трястись так, будто кто-то включил огромный генератор прямо под нами. А дальше было смешно. Все американцы мигом оказались под столами, кто-то начал кричать. Я не понял, что это землятресение, и начал удерживать тарелки с едой, беспокоясь что не смогу доесть обед. Жонглировал тарелками почти минуту, до того как не услышал слово “earthquake”. Тогда уже вместе со всеми выбежал на улицу. Мы ждали повторных толчков - они возвращались. Вначале часто и сильно Потому реже и слабее нас потряхивало еще целый день. По рации сообщили, что эпицентр был и толчки достигали 6-ти баллов. Никто не пострадал.

Кроме нас на острове жило несколько тысяч бурых медведей и около сотни алеутов. Алеуты жиле в деревне неподалеку от завода. Правительство США выплачивало каждому местному жителю пособие-компенсацию за «освоение земель, принадлежащих коренным народностям». Эти деньги их и убивали. Не имея стимула для работы и жизни, они не занимались привычной для них охотой или рыбалкой. Много пили, умирали не достигая 30-тилетнего возраста. Нам категорически запрещали общаться с местными. Были случаи, когда алеуты использовали оружие в приступах белой горячки.

Люди. Удивительные. Разные. Сильные. Мы подружились с Митей.

-4

Родом из Пятигорска Митя увлекался альпинизмом. И благодаря ему во время «низкого сезона рыбы» мы не сидели дома, а исследовали ближайшие водопады, горы и реки.

-5

С нами работали удивительные люди. Про каждого можно написать историю. Например, Люк.

-6

Он был самым молчаливым из всех, был garbageman-ом. Мусорщиком по-нашему. Отвозил отходы на свалку. Иногда, когда мы заканчивали работу не поздно, я напрашивался в помощники к Люку. Мы забивали фургон мусорными пакетами и двигались на свалку. Там ждали местные обитатели - несколько десятков голодных бурых медведей. Они настолько привыкли к Люку и его фургону, что относились к нему как к «кормильцу». Не обижали и даже «уважали» (если это слово применимо к диким медведям).

-7
-8
-9
-10

Не дожидаясь, пока припаркуют машину, забирались в кузов и начинали копошиться в огромных пакетах, выискивая остатки рыбы и все, чем можно было полакомиться. Люк брал в руки огромную палку и неторопливо отгонял медведей подальше от машины, чтобы можно было выбросить мусор. Это приводило меня в ужас и восторг одновременно. А ещё Люк писал короткие рассказы. Читал много книг. И умел заряжать спокойствием и мудростью.

-11

Крис и Ариадна - оба были художниками. 6 месяцев они жили в Индии, а другие 6 месяцев зарабатывали деньги. Так и оказались на Аляске. Меня они восхищали тем, что сочетали внешнюю хрупкость с большой внутренней силой. Вначале я часто видел Ариадну плачущей в конце смен. Так она пыталась справляться со стрессом и нагрузкой, работая на линии «закатки». Но через месяц она уже могла дать фору большим парням в выносливости и выдержке.

-12


Был парень из Ямайки, который постоянно пел рэгги и излучал радость.
Рэнди. Это был человек-улыбка. Всегда на позитиве и всегда с хорошим настроением. Даже когда все шло не так и было тяжело, он находил шутку и способ вывернуть все в плюс. Если вы смотрели фильм La Vita e Bella, - Рэнди очень похож по характеру на главного героя.
Андрес из Эквадора сбежал из очень богатой семьи. Его родители не воспринимала желания сына всерьёз. Они за него все решили. Где он будет работать и кем, на ком женится. Он хотел доказать всем, но прежде всего себе, что самостоятельный и может достичь всего без родителей. Что может выполнять любую работу, даже самую тяжёлую. Видно было, как прямо на глазах в процессе работы и жизни на острове он превращался в уверенного взрослого парня. Такие удивительные истории были у каждого, кто попал на остров.

Для меня Аляска стала чем-то похожим на “армию”. Да, первичной целью было заработать деньги, чтобы содержать себя на последнем курсе учебы. Но Аляска оказалась больше, чем просто работа. Она закалила дух, сделала взрослее, дала уверенность в том, что мне по силам многое. Что любая, даже самая тяжелая работа, может приносить радость, если рядом есть люди с правильным отношением и у вас есть общая цель. Что имея здоровье, всегда можно будет найти способ содержать себя и семью. Даже если что-то когда-то где-то пойдет не по плану. Что не нужно бояться неизвестности: везде, даже в самых далеких уголках земли, найдутся удивительные люди, которые будут помогать тебе перебрасывать рыбу в правильный контейнер. Будут будить по утрам, когда нет сил встать. Будут показывать медведей на свалке и оберегать от пьяных алеутов. Что внутри нас много силы, энергии и выдержки, а вокруг - много позитивных безумцев и безумная красота этого мира! ❤️

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20