Найти в Дзене
Грибанов Роман

Три главных LP «Ариэля»

В 70-е годы и в начале следующего десятилетия «Ариэль» наряду с гениальными песнями умудрялся исполнять немало трэша. Не трэша в значении «предельно тяжелый стиль в хэви-метал-роке», а трэша в английском значении «мусор». Нужно признаться, что иногда второсортная лажа выходила из-под пера самих челябинцев. Но чаще это случалось из-за желания найти компромисс с культурным начальством страны, тупо требующим у группы петь чудовищные песни советских композиторов. Не желая конфликтовать, «Ариэлю» приходилось-таки исполнять музыкальный ужас с чужого плеча. Нет, не всем известные хиты Богословского, Морозова или Теодора Ефимова. Были и другие… «Не мы такие, жизнь такая», - наверное, так вздыхали «ариэлевцы» и псевдо-бодро заводили запредельной пошлости припев песенки «Нужна наша молодость» про строительство БАМа. К сожалению, это позорище вышло в журнале «Кругозор» на гибкой пластинке. И ведь парней именно за него хвалили в газетах того времени: «Наконец-то в творчестве челябинской группы появился гражданский репертуар» (реальная цитата).

Продажным и не имеющим ни малейшего вкуса писакам и откровенно глупым чиновникам от культуры очень нравится, что в программе «Ариэля» есть песня «Комсомолом гордится страна» Соловьева-Седого, а исполнение на концерте эмерсоновской композиции «Tarkus» они считают «ненужной пестротой, несовершенством и не имеющим логической связки замыслом». Это опять реальная цитата! Поубивал бы…

Этот непрерывный компромисс, быть может, и послужил причиной того, что публике перестало быть интересно творчество челябинского ансамбля в середине 80-х. Но в 70-х матч «Ариэль» против совка» закончился со счетом 3:1 в пользу команды Валерия Ярушина. Вышедшие в этом десятилетии первые три пластинки группы творчески невероятно оригинальны и не имеют навязанных свыше проходных номеров, а песни профессиональных композиторов для дисков «Ариэля» отобраны реально классные. Авторский материал преобладает, плюс альбомы отлично записаны, а конверты круто оформлены.

LP 1975 года, С60-05891, звукорежиссеры Александр Грива и Рафик Рагимов

Второй вариант оформления  лицевой обложки дебютного диска "Ариэля"
Второй вариант оформления лицевой обложки дебютного диска "Ариэля"

1. Зимы и весны - муз. и сл. В. Ярушин

2. Где ждет любовь - муз. и сл. А. Богословский

3. Старая пластинка - муз. Н. Богословский, сл. Я. Родионов

4. Отдавали молоду - народная песня, обр. В. Ярушин

5. Любите струны гитар - муз. В. Ярушин, сл. В. Колтунов

6. Тишина - муз. и сл. Л. Гуров

7. Светлое воспоминание - муз. Л. Лядова, сл. И. Берендгов

8. Маленькая история - муз. и сл. В. Ярушин

9. Орган в ночи - муз. Р. Паулс, сл. Д. Авотыня, пер. Л. Азаровой

Диск собственного названия не имел, хотя в народе его именовали «Старая пластинка» - по треку № 3, автором которого является Никита Богословского. Тот самый знаменитый композитор с безусловным авторитетом, который в своей статье в «Литературной газете» похвалил «Ариэль», чем заставил тупорогих начальников челябинской культуры наконец-то перестать шельмовать своих земляков. В плане продюсирования LP 1975 года – не очень удачный продукт, но тому есть объективные причины. Громадная удача, что вообще «Ариэль» зацепился за «Мелодию». Изначально альбом начали писать в Риге, продюсером и автором половины песен выступил сам Раймонд Паулс. Потом с изданием диска группу обломали, и все повисло на волоске. Но «Ариэль» в очередной раз сжал зубы, наплевав на череду неудач, собрался и победил на всесоюзном смотре-конкурсе артистов эстрады. А первое место гарантировало внеочередное издание на «Мелодии» пластинки! И «Ариэль» уже в Москве записывает часть песен вдобавок к имевшимся и издает-таки первый официальный диск.

Знаменитый звукорежиссер Александр Грива и челябинцы из "Ариэля"
Знаменитый звукорежиссер Александр Грива и челябинцы из "Ариэля"

Да, LP выглядит как лоскутное одеяло: одна песня - Паулса, одна - народная, две - советских композиторов, отца и сына Богословских, и четыре – авторские вещи. В этой адской мешанине ключевые слова – «четыре авторские вещи». Это был мегапрорыв, до «Ариэля» издавать в таком количестве (сейчас смешно звучит, да) свой, а не написанный именитыми и профессиональными членами СК и СП, материал не разрешалось ни одному отечественному ВИА. Пейдж спрашивал: «When The Levee Breaks?». В 1975 году, Джимми, с помощью челябинцев.

На обложке размещен отрывок из статьи Никиты Богословского в "Литературной газете", благодаря которой шельмование "Ариэля" в Челябинске было остановлено
На обложке размещен отрывок из статьи Никиты Богословского в "Литературной газете", благодаря которой шельмование "Ариэля" в Челябинске было остановлено

К огромному сожалению, в диск не вошли и вообще не были изданы на виниле записанные в то же время ярушинская «Обращение к России» и паулсовские «Колокола» и «Одиночество». Массовая аудитория не услышала реальные шедевры на все времена.

И тут челябинцам неожиданно повезло... К дебютному LP добавилось участие в одном из первых советских виниловых саундтреков.

- После победы на всесоюзном конкурсе артистов эстрады нами заинтересовался известный композитор Александр Зацепин, - рассказывает вокалист и клавишник «Ариэля» Ростислав «Стас» Гепп. - Он тогда работал с Пугачевой и заодно нас пригласил в проект песен для кинофильма «Между небом и землей». Нас тогда поразило, что у композитора прямо в квартире была установлена настоящая многоканальная студия звукозаписи. С самопальным меллотроном! Дней за пять мы спели все задуманные Зацепиным для «Ариэля» песни – «Уходишь ты», «Волки гонят оленя» и другие. Но исполнили чисто вокальные партии, за инструментальное сопровождение отвечал оркестр под управлением Виталия Клейнота. Это была советская саунд-революция, ведь Зацепин был одним из первых композиторов в СССР, который стал записывать инструменты отдельно от вокала, наложением, и мы в этом плане были одними из первопроходцев. А «Между небом и землей» был признан фирмой «Мелодия» лучшим диском года.

LP 1978 года «Русские картинки», С60-98641, звукорежиссер Петр Кондрашин

Обложка "Русских картинок". Почему-то без названия самого альбома
Обложка "Русских картинок". Почему-то без названия самого альбома

1. Народное гулянье - муз. В. Ярушин, сл. А. Раскин

2. Аленушка - муз. и сл. Р. Гепп

3. Скоморошина - муз. В. Ярушин, сл. А. Раскин

4. Частушки - муз. А. Румянцев, сл. народные

5. Отставала лебедушка - народная песня, обр. В. Ярушин

6. Я на камушке сижу - народная песня, обр. В. Ярушин

7. По блюду, блюду серебряному - народная песня, обр. В. Ярушин

8. Как по реченьке гоголюшка плывет - народная песня, обр. В. Ярушин

Подготовленную для записи этого диска программу «Ариэль» протестировал на любимых и верных челябинцах, устроив в 1976 году во дворце спорта «Юность» большой концерт из двух отделений. В конце первого прозвучала цельная рок-сюита «Русские картинки», состоявшая из четырех, объединенных общим замыслом композиций – «Народное гулянье», «Аленушка», «Скоморошина» и «Здравица». Причем в последней песне финальным аккордом звучал музыкальный парафраз из трех предыдущих вещей, красиво завершая концепцию сюиты. Это было невероятно затейливо, изящно и профессионально. К сожалению, в LP 78-го года «Здравица» не вошла и «Русские картинки» в официальной виниловой версии вышли в чуточку урезанном виде. Зато никаких советских композиторов, только «Ариэль», только прогрессив-фолк, только победа! С точки зрения развития национальной песенной культуры это был настоящий русский прорыв. Альбом однозначно можно включать в отечественное культурное наследие ХХ века и рекомендовать к обязательному прослушиванию на уроках музыки в школах.

На второй обложке название LP  уже есть
На второй обложке название LP уже есть

- Название для альбома придумал Валерий Ярушин, он же был автором почти всего материала, - вспоминает "ариэлевец" Ростислав Гепп. - Мой личный вклад в "Русские картинки" – «Аленушка», песня, которую я сочинил еще студентом института культуры. Кроме этого, я занимался сведением альбома, остальным было некогда оставаться в Москве: Ярушин как раз женился, у Гурова родился ребенок, Каплун вообще в тот момент в армии служил. Нам, кстати, очень не хватало его фирменного высокого голоса, поэтому нам с Ярушиным пришлось голосить фальцетом. Над материалом я трудился вместе со звукорежиссером «Мелодии» Петром Кондрашиным. Тогда ведь не было компьютеров, чтобы можно было сводить частями и соединять их. Приходилось делать так: с одной стороны я четыре движка держу, с другой стороны - Петя, и еще ассистент помогает. Хоп! Пошла лента… Есть сведение! В «Русских картинках» очень много стереозадумок, например переливания звука из канала в канал. Тогда нам хотелось экспериментировать – мы слышали, что на Западе делают что-то подобное, и нам хотелось повторить. За работу над «Русскими картинками» Петр Кондрашин получил на «Мелодии» премию за лучший диск года в номинации «Звукорежиссура».

"Отставала лебедушка" - непревзойденный шедевр русского прогрессив-фолка родом из Челябинска.

LP 1980 года «На острове Буяне», С60-13891, звукорежиссер Петр Кондрашин

-7

1. На острове Буяне - муз. А. Морозов, сл. Л. Дербенев

2. На горе, на горенке - народная песня, обр. В. Ярушин

3. Нахлебалася пресного молока - народная песня, обр. В. Ярушин

4. На улице дождик - народная песня, обр. В. Ярушин

5. Танюша - муз. Ю. Мелехов, сл. С. Есенин

6. Блоха - народная песня, обр. В. Ярушин

7. Долина-долинушка - народная песня, обр. В. Ярушин

8. Уж ты Порушка-Параня - народная песня, обр. В. Ярушин

Просто идеально спродюсированный диск! Основа все та же – русские народные песни в обработке «Ариэля». Но к ним добавляются две профессиональные псевдофольклорные поп-вещицы, которые тут же обретают самостоятельную популярность, не нарушая при этом цельный замысел альбома, не выбиваясь из единой фолк-канвы. Это «На острове Буяне» Морозова - первый хит «Ариэля» радиоформата, который так полюбится зрителям, что на долгие годы станет визитной карточкой группы. И «Танюша» на стихи Сергея Есенина (покажите более русско-народного поэта), написанная под псевдонимом «Мелехов» легендой ВИА-сцены 70-х Юрием Петерсоном. Этот певец и мультиинструменталист блистал в ансамблях «Веселые ребята», «Самоцветы», «Пламя» и принадлежал к гранд-лиге отечественных музыкантов. Но свой авторский материал Петерсон отдает не перечисленным выше мастерам, а челябинскому «Ариэлю». Мнение первейшей ВИА-звезды - лучше них никто не споет. Это ли не признание!

Аннотацию к диску (автор - Михаил Садчиков) перевели на английский язык. Вполне экспортный вариант.
Аннотацию к диску (автор - Михаил Садчиков) перевели на английский язык. Вполне экспортный вариант.

Если составлять топ-25 мировых хитов, которые начинаются с самых зубодробительных и самых запоминающихся риффов, то, конечно, первую десятку заполнили бы всем известные «Smoke On The Water», «It's A Long Way To The Top», «Come Together», «Johnny B. Goode» и прочая рок-классика. Но вот за вторую десятку в мировом рейтинге лучших вступительных риффов вполне может побороться «ариэлевская» «Порушка-Параня» из альбома 1980 года. А уж в СССР этот рифф-боевик вообще не знал себе равных! Соединить русскую народную песню, хард-рок и диско-ритмы а-ля Boney M – так могут только в Челябинске.

На советское ТВ "ариэлевскую" "Порушку" впустили только в компании с фолк-тётками ансамбля "Русская песня". Для программы "Утренняя почта" был снят оригинальный совместный клип, в программе "Голубой огонек" (прайм-программы № 1 в СССР) хит звучал в студийном совместном приглаженном варианте. Но народницы только мешали боевику из Челябинска сокрушать сознание слушателей... Послушайте песню без излишней фолк-примеси.

- Потом я узнал, что начало песни с моим «квакающим» басом было взято какой-то британской радиостанцией в качестве заставки музыкального маяка из России, - рассказывает лидер «Ариэля» Валерий Ярушин. - В конце 70-х на мировой сцене наблюдался пик популярности группы «Бони М», поэтому «Порушка» была задумана как пародия на известный ансамбль, даже в середине «Парани», как бы, пародируя голос Бобби Фаррела, басом, я написал для Стаса маленькую роль. «Уж, как ты меня, сударушка высушила…». Чтобы звучало еще более иронично, я задумал записать живые скрипки. Для этой цели я пригласил четырех молодых консерваторцев, стоимостью 10 рублей, каждый, и мы стали учить бониэмовские модные ходы. Но синхронно у них никак не получалось. Тогда вместе со звукорежиссером Петром Кондрашиным мы решились на хитрость. Заставили скрипачей все сыграть на октаву ниже и в два раза медленней, при этом «затормозив» магнитофон и потом прослушали на нормальной скорости. Получилось почти идеально! Правда, звуки скрипок стали походить на синтетические, но это были мелочи. Впоследствии узнал, что на «ариэлевскую» «Параню» положили глаз хореографы разных мастей, и под нашу плясовую родилось множество танцевальных номеров.

За 50 лет творческой карьеры "Ариэль" переживал и фантастические взлеты, и грустные поражения. Но 70-е - это, безусловно, десятилетие триумфа. Именно три первые виниловые пластинки позволили группе из уральской провинции вырваться на всесоюзный простор. Самобытные мелодичные песни из Челябинска навсегда покорили сердца отечественных слушателей.