Найти в Дзене
Трудный ребенок

Десятка хороших советских фильмов 1982 года

Оглавление

У некоторых наших граждан есть убеждение, что все фильмы, снятые в СССР – чуть ли не поголовно шедевры. Это конечно не так. В СССР снимали много, в том числе много плохих или посредственных фильмов. Со временем они забылись. Но были и замечательные или хорошие фильмы, которые интересны и пользуются зрительскими симпатиями. Сегодня в разделе «Кинолекторий» вспомним десять хороших советских фильмов, выпущенных в 1982 году. Стоит оговориться, что эта десятка сгруппирована в алфавитному порядку, а не по признаку того, что одни фильмы из этой десятки лучше других (имели большую аудиторию, например). Это разные фильмы и объединяет их только то, что все они – безусловная удача режиссёров. Также, безусловно, были в 1982 году и другие хорошие фильмы. Но, как говорится, не объять необъятного. Кто-то, возможно, составит другую десятку лучших фильмов. В любом случае читатели в комментариях могут дополнить этот список.

Вокзал для двоих

Режиссёр: Эльдар Рязанов, студия: Мосфильм, 1982 год
Режиссёр: Эльдар Рязанов, студия: Мосфильм, 1982 год

Этот фильм нарушил табу на освещение двух реалий советской жизни – «зона» и общепит. Не то чтобы тема лагерей заключения ранее в советском кино не затрагивалась. Можно вспомнить, например, фильм 1964 года «Верьте мне люди», в котором показана и зона, и заключенные по 58 статье, и прочий антураж. Но это было в эпоху борьбы с культом личности Сталина. А когда в 70-х начался осторожный сталинский ренессанс, тему постепенно вывели из обсуждения. При том, что в СССР вряд ли была хоть одна семья, в которой так или иначе хоть кто-то не соприкоснулся с этой реальностью. Как шутили тогда – половина страны сидела, вторая половина их охраняла. (не только политических, а уголовных – в первую очередь и в куда более массовых масштабах).

К теме советского общепита во всей его красе, каковым он окончательно сформировался в славное брежневское время, до фильма «Вокзал для двоих» вообще никто не подступал. Сам же Рязанов в 1965 году снял комедию «Дайте жалобную книгу», в которой сюжет вертится вокруг молодого директора кафе-ресторана «Одуванчик». Но там ресторан использован больше как символ старого сталинского косного прошлого (тяжёлые «купеческие» портьеры, вульгарная лепнина и т.п.), с которым борется молодёжь, превращая ресторан, в котором собирались пропойцы (троица Трус, Балбес и Бывалый засветилась в том фильме), в светлое и модное молодёжное кафе.

Совсем иной взгляд в «Вокзале для двоих». Рязанов не жалеет красок, чтобы максимально достоверно показать насквозь прогнившую систему обворовывания клиентов в вокзальном ресторане и мира ждущих своей очереди, чтобы стать хозяевами жизни, торговцев дынями на рынке. Центром всей этой гадости является официантка Вера (Людмила Гурченко). В эту клоаку случайно попадает «интеллигент из Москвы» – пианист Рябинин, который взял на себя вину жены за сбитого пешехода и теперь ему грозит зона. Зоной фильм начинается, зоной он и заканчивается. А между началом и концом – удушливые, но хорошо узнаваемые любым советским человеком кадры реальной советской жизни, которая начиналась после того, как заканчивалась работа.

Конечно не обошлось без типовых для многих фильмов Рязанова каких-то взятых с потолка нереальных элементов. Например, сам сюжет завязывается с какого-то бреда – пассажиры поезда на остановке выходят и идут в ресторан, чтобы скушать заранее для них приготовленный комплексный обед. Кто-нибудь когда-нибудь где-нибудь видел такое, кроме фильма «Вокзал для двоих»? Или, например, в одном из эпизодов оказывается, что на небольшом вокзале провинциального городка оказывается какой-то VIP-зальчик для интуристов. И опять же – что-то не доводилось видеть такого на советских провинциальных вокзалах.

Но в целом фильм показывает советскую жизнь (часть её) такой, каковой она являлась на самом деле, а не такой, какой её рисовали в книжках для пионеров. Фильм стал одним из лидеров проката в 1983 году (35,8 млн. зрителей.

Кафедра

Режиссёр: Иван Киасашвили, студия: Беларусьфильм, 1982 год
Режиссёр: Иван Киасашвили, студия: Беларусьфильм, 1982 год

Фильм снят по одноимённой повести И.Грековой. На самом деле И.Грекова – это псевдоним автора знаменитейших в советское время учебников по теории вероятностей Елены Вентцель. Вентцель писала про теорию вероятностей так, что читать было интересно, почти как художественную литературу. А заодно писала повести и рассказы. Вот что значит – талант! Для псевдонима себе Вентцель выбрала вторую по частоте использования в математике литеру греческого алфавита – Y (и-грекова). Повесть и фильм «Кафедра» описывают малоизвестную широкому зрителю реальность – рабочие будни кафедры кибернетики в одном из институтов. В фильме сыграл великолепный русский актёр Андрей Попов. Это был его предпоследний фильм. «Кафедра» поднимает проблематику старого и нового. Только в несколько непривычном для советского кино ключе. Новое в лице нового заведующего кафедрой оказывается не очень-то хорошим. Этот спокойный фильм, конечно, вряд ли смотрели большинство из тех, кто восторгается советским киноискусством. Но хотя бы раз его стоит посмотреть.

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

Режиссёр: Владимир Грамматиков, композитор: Алексей Рыбников, Киностудия им. М. Горького, 1982 год
Режиссёр: Владимир Грамматиков, композитор: Алексей Рыбников, Киностудия им. М. Горького, 1982 год

Первая и единственная советская рок-опера, воплощённая в кино (впрочем, невоплощённых в кино было тоже раз, два и обчёлся). Напряжённый сюжет, виртуозная операторская работа, и без всяких скидок мирового уровня музыка Алексея Рыбникова. Одна из самых запоминающихся ролей фильма – Смерть в исполнении Александра Филиппенко. В главной роли – Андрей Харитонов. Композиции Рыбникова записывали очень популярные в СССР группы «Аракс», «Интеграл», «Рок-Ателье» и др. Сюжет такой: Хоакин Мурьета, бедняк из Мексики, во время золотой лихорадки 1848-1855 г.г. отправляется вместе со своей молодой женой в Калифорнию за золотом. Местные бандиты насилуют и убивают его жену. Мурьета начинает мстить, создав свою банду беспощадных мстителей. Так что фильм заодно ещё стал и лучшим советским вестерном. Удивительнее всего, что этот очень жёсткий и очень динамичный взрослый фильм снял Владимир Грамматиков, который до «Мурьеты» специализировался на детских фильмах. Таких, как «Усатый нянь». Что лишний раз говорит – талантливый человек талантлив всегда.

Инспектор ГАИ

Режиссёр: Эльдор Уразбаев, Киностудия им. М. Горького, 1982 год
Режиссёр: Эльдор Уразбаев, Киностудия им. М. Горького, 1982 год

Эльдор Уразбаев больше известен по хорошему советскому фильму в жанре детективный триллер «Транссибирский экспресс» (1977 год). «Инспектор ГАИ» – куда более спокойный фильм и особо выдающимся его, пожалуй, не назовёшь. Однако всё сделано довольно крепко. В центре сюжета – конфликт между честным инспектором ГАИ Зыкиным в исполнении Сергея Никоненко и новым директором автосервиса города Труновым в исполнении Никиты Михалкова. Роль хамоватого, уверенного в том, что ему должно быть дозволено всё Трунова, словно специально сшита для Никиты Михалкова. «Инспектор ГАИ» перекликается с «Вокзалом для двоих» как исполнителем одной из главных ролей – Никитой Михалковым (который в обоих фильмах играет мерзкого типа), так и вниманием к «изнанке» советской жизни. Только если в «Вокзале для двоих» Михалков играет обычного проводника, промышляющего спекуляцией, то в «Инспекторе ГАИ» его герой – это уже социальная сила. Директор автосервиса – один из уважаемых лиц города. С ним вынужден считаться даже начальник городской автоинспекции. А вот простой инспектор Зыкин считаться не хочет и уверенно отбирает права у нарушающего ПДД Трунова. Трунов начинает мстить.

Из нашего времени конечно этот инспектор Зыкин кажется нереальным персонажем. Инспектор ГАИ, не берущий взяток, да ещё пытающийся отстаивать справедливость – не, не верю. И однако же… Фильм неплохой. И, увы, сегодня он смотрится куда грустнее, чем тогда. Ведь мы знаем, что Труновы победили, а Зыкины, даже если и существовали, исчезли, как вымирающий вид.

Ищите женщину

Режиссёр: Алла Сурикова, студия: Мосфильм, 1982 год
Режиссёр: Алла Сурикова, студия: Мосфильм, 1982 год

Это скорее не фильм, а спектакль, снятый на плёнку. Всё действие развивается в течение двух дней в одном и том же помещении. Что, в принципе, не удивительно, ведь фильм снят по сценарию Светланы Володиной, которая писала пьесы для театров. Строго говоря, это двойная адаптация. В 1964 году английский писатель и драматург Джек Попплвелл написал пьесу «Хлопотунья» («Busybody»), премьера которой состоялась в театре Герцога Йоркского (в 1969 году по этой пьесе был снят датский фильм «Mordskab»). А в 1966 году французский писатель Роббер Тома написал по пьесе Поллвелла свою пьесу «Попугай и цыплёнок» («La Perruche et le Poulet»), которая была поставлена в парижском театре Водевиль, а в 1969 году вышла на ТВ. В этой пьесе секретарша парижского нотариуса Роше Алиса Постик, которую за болтливость прозвали попугаем, однажды вечером обнаруживает в офисе труп своего шефа с кинжалом в спине. Она вызывает полицию и падает в обморок. Прибывший на вызов инспектор полиции Анри Гранден (Henri Grandin) оказывается другом детства Алисы.

Кто смотрел фильм «Ищите женщин», уже по этому описанию сюжета «Попугая и цыплёнка» увидел, что советский фильм не сильно отличается от французской пьесы. Впрочем, это явно пошло ему на пользу. Ибо фильм «Ищите женщин» получился отличным атмосферным французским детективом. А комический дуэт Алисы Постик и инспектора Грандена, которых исполнили Софико Чиаурели и Леонид Куравлёв – выше всяких похвал. Это одна из лучших ролей Софико Чиаурели. Отлично играет Сергей Юрский (который, увы, недавно покинул наш мир). То есть он, безусловно, всегда играл отлично, но парижский нотариус в его исполнении весьма достоверен и внушает. Во всяком случае, для советского зрителя, который никогда не видел французских нотариусов. На своём месте и Елена Соловей в роли жены нотариуса Роше. Ну а двое красавцев советского кино 80-х – Леонид Ярмольник и Александр Абдулов – дополняют общую картину. Также очень хороши исполнительницы второстепенных ролей машинистки Виржинии Ренуар и личного секретаря мэтра Роше Сюзанны Бриссар – Елена Укращёнок и Людмила Дмитриева соответственно. В эпизоде появились Владимир Басов (он словно прощался со зрителями, предчувствуя близкую смерть) и Нина Тер-Осипян. От фильма исходит такое обаяние, что видно, с каким удовольствием артисты и режиссёр делали его. Алла Сурикова включила в фильм на заставках небольшие отрывки из французских детективов (например, «Частный детектив» 1976 года) и небольшие шутки из страницы «Иностранный юмор» журнала «Крокодил». Возможно в другом фильме эти вставки выглядели бы натужно и жалко, но здесь они вошли очень органично.

Это один из лучших советских «французских детективов» и очень приятная комедия. При этом Алле Суриковой удалось поддерживать напряжение вплоть до самой развязки.

Покровские ворота

Режиссёр: Михаил Козаков, студия: Мосфильм, 1982 год
Режиссёр: Михаил Козаков, студия: Мосфильм, 1982 год

Этот двухсерийный телефильм в каких-то особых описаниях не нуждается. История провинциального балабола Константина Ромина (Олег Меньшиков), который приехал к тётушке в Москву, чтобы поступить в институт. 132 минуты безостановочных шуток и бурлеска. Лучшая роль Олега Меньшикова и вторая великолепная (после старины Мюллера) роль Леонида Броневого. Впрочем, там каждый актёр играет, что называется, на пределе своих юмористических возможностей и всё на паять с плюсом. Даже из совсем мелких ролей четы Орловичей Игорь Дмитриев и Елизавета Никищихина делают шедевр. После комедий Гайдая 60-х, наверное ни одна советская комедия не была так тщательно разобрана на цитаты. «Высокие, высокие отношения!», «Заметьте, не я это предложил», «А кто не пьёт?», «Я догоню», «Фюнф минут, Маргарита Павловна», «В прах разметал домашний очаг», «Я служу Мосэстраде» «При рельефных работах употребляется только больштихель», «Гравировать имена победителей – работа, требующая самоотречения», «Хоботов, это упадничество», «Мастера не мудрствуют» и т.д. и т.п. Каждые несколько минут фильма одаривают зрителя фразой, которая достойна быть «отлитой в граните». Фильм, который не надоедает. И очень пронзительный финал. Во всяком случае для жителям Москвы. Старая Москва 50-х – 60-х даже тогда, в 1982 году, была уже почти воспоминанием. Сегодня её уже нет.

Слёзы капали

Режиссёр: Георгий Данелия, студия: Мосфильм, 1982 год
Режиссёр: Георгий Данелия, студия: Мосфильм, 1982 год

Фильм заявлен, как комедия. На самом деле, конечно, это трагедия. С элементами фэнтези. Похоже, в этом фильме Данелия первый раз попробовал поиграть тем настроением и ощущением, которое в полной мере заполнит его фильм «Кин-Дза-Дза». Сказочная завязка про осколок кривого зеркала тролля, попавшая в глаз главе строительной конторы Павлу Ивановичу Васину (Евгений Леонов) – сюжет, известный по сказке Андерсена каждому советскому ребёнку, а потому и взрослому. Однако этот осколок, на самом деле, не сделал Васина хуже, как теоретически должно быть. Он просто выключил у него внутренний фильтр и Васин стал всем говорить то, что думает, а не то, что надо говорить. А думает он о своих родных, близких и просто знакомых порой очень нелицеприятные вещи. Кажется, он впервые вздохнул свободно, когда пропала необходимость притворяться правильным членом социума. И вся непроглядная депрессивная действительность шаг за шагом подводит его к единственно кажущемся ему правильным действу – самоубийству. Впрочем, фильм всё же заявлен как комедия. И хотя лента насквозь проникнута ощущением депрессии и ожиданием чего-то плохого, финальный шаг сделать Павлу Ивановичу Васину не удастся. В этом фильме свою последнюю роль сыграл великий русский актёр Борис Андреев. Что только усиливает при просмотре фильма атмосферу печали. Хотя, безусловно, в фильме имеются немало весьма неплохих сцен в стиле чёрного юмора.

Грачи

Режиссёр: Константин Ершов, Киностудия им. Довженко, 1982 год
Режиссёр: Константин Ершов, Киностудия им. Довженко, 1982 год

Фильм снят по реальным событиям. Очень жёсткий фильм. В центре – семья Грачей (фамилия такая). Три брата стали бандитами. В фильме показано их последнее преступление – убийство водителя «Жигулей» с целью завладеть его автомобилем. Но это не столько криминальный фильм, сколько психологическая драма, поскольку весь фильм идёт проявление того процесса, который превращает обычных людей в беспощадных убийц. Очень хорошо сыграл Леонид Филатов. Его манера балансировки между интеллигентностью, которая в любой момент сменяется гопничеством, а то резко переходит в холодную расчётливую беспощадность хищного зверя – неподражаемо. Виктор Грач в исполнении Филатова – это некое воплощение образа белокурой ницшеанской бестии. Очень мощный образ. Атмосфера фильма очень напряжённая и очень натуралистичная. Редкий фильм, в котором натурально показанная работа банды убийц не превращается в характерную уже для 90-х чернуху. Впрочем, от режиссёра, который снял фильм «Вий», и ждешь чего-то в духе «Грачей». Фильм стал одним из лидеров проката в 1983 году (21,3 млн. зрителей)

Полёты во сне и наяву

Режиссёр: Виктор Мережко, Киностудия им. Довженко, 1982 год
Режиссёр: Виктор Мережко, Киностудия им. Довженко, 1982 год

Фильм о том, как человек понимает, что жить ему, собственно, не для чего. Герой фильма Сергей Макаров (Олег Янковский) – законченный циник. Ему плевать на работу, на бывшую любимую женщину, на жену. Его ещё немного заводит, когда его молодую любовницу отбивает (или делает вид, что отбивает) более молодой парень. Но, в принципе, для Макарова и это не критично. И вот ему сорок лет и надо подводить промежуточный итог. Итог чего? Фильм вызывает, как этого говорится, противоречивые чувства. Во-первых, конечно герой Янковского неприятен, как человек. Однако ничуть не более приятны и окружающие его люди, хотя они показаны таким как бы контрастом – в принципе правильные и хорошие. Фильм вызывает вопрос: а стоило ли оно всё тех жертв, чтобы через сто лет после провинциальных мещан из повестей Чехова в тех же самых провинциальных городах продолжали жить те же самые мещане, только уже советские.

Переодень чуть-чуть героев фильма «Полёты во сне и наяву», убери из кадра автомобили – и мы увидим полусонный мещанский провинциальный город Российской империи конца XIX века. Но для мещан царской России, которых уже тошнило от окружающего тихого болота, был хотя бы выход – можно было податься в революционеры. А что мог сделать Сергей Макаров? Только придуряться и цинично оскорблять всех вокруг. В фильме полная безысходность человека, попавшего в болото. Кинь в пруд, заросший ряской, камень. Всплеск разгонит ряску, освободится круг чистой воды. Но скоро ряска снова сомкнётся. «Полёты во сне и наяву» именно про это. Только Сергей Макаров и сам часть этой ряски. Но которая не хочет возвращаться на своё место. Этот фильм весьма точно передаёт атмосферу невысказанных ощущений, характерных для советской интеллигенции начала 80-х. Пройдёт пять лет и эти ощущения будут высказаны. А для Сергея Макарова – рядового сотрудника с высшим образование в непонятной конторе – появится дело. Только будет ли он рад потом – вот в чём вопрос.

Сказка странствий

Режиссёр: Александр Митта, студия: Мосфильм, 1982 год
Режиссёр: Александр Митта, студия: Мосфильм, 1982 год

Фильм-сказка. Но не совсем для детей. Митте удалось соткать мрачноватую, а порой и страшноватую атмосферу средневековой Европы. Особенно хороши сцены в городе, который поразила чума. В главной роли – Татьяна Аксюта. Собственно, у неё всего две запоминающиеся роли – в «Вам и не снилось» и в «Сказке странствий». Вторая главная роль – Андрей Миронов.

До «Сказки странствий» Митта снял десять фильмов и все они – включая и «Сказку странствий» – это хорошие фильмы. Начиная с его первого фильм «Друг мой, Колька», через череду таких отличных фильмов, как «Звонят, откройте дверь», «Точка, точка, запятая» и т.д. до эпического фильма-катастрофы «Экипаж» и вплоть до «Сказки странствий» – одна удача за другой. А потом – как отрезало. В чём причина? Загадка.