Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Крикуны

Оглавление

(Screamers, 1995, Канада)

"Давай, закурим, товарищ, по одной, чтобы... сохранить себе здоровье!". Ох уж эта знаменитая ирония кинофантастики 90-х!
"Давай, закурим, товарищ, по одной, чтобы... сохранить себе здоровье!". Ох уж эта знаменитая ирония кинофантастики 90-х!

В 1990 году Пол Верховен со своим "Вспомнить всё" наглядно доказал, что при грамотной "доработке напильником" историй Филипа К. Дика их экранизации могут не только не проваливаться в прокате, но и приносить коммерческий доход. Однако, несмотря на это, нового более-менее крупного проекта по Дику пришлось ждать целых пять лет. И он, к сожалению для своих создателей, вогнал их в ещё большие убытки, чем даже "Бегущий по лезвию" (1982) - своих. И это была последняя попытка в 20 веке подружить большое кино с данным писателем. Но не последняя как таковая, и в третьем тысячелетии это стало делаться куда чаще (хотя не сказать, что успешнее).
Тем не менее после релиза на видео у "Крикунов" внезапно обнаружилось немало поклонников. Не сказать, чтобы сильно восторженных, но сегодня на Кинопоиске и на IMDb максимальное количество баллов, выставленных этой картине, варьируется от 6 до 8, а это весьма хороший результат. Особенно для недорогой фантастики (бюджет 20 млн. $), снятой в канадских пампасах и с единственным известным актёром на борту - Питером Уэллером ("Робокоп 1-2", "Левиафан", "Обед нагишом").

Циркулярная пила / Не простое украшенье. / Всех проблем она решенье. / Тех, что связаны с людьми.
Циркулярная пила / Не простое украшенье. / Всех проблем она решенье. / Тех, что связаны с людьми.

Можно предположить, почему место действия в "Крикунах" не совпадает с книгой (её оригинальное название "Вторая модель"), где эта война идёт не на Сириусе 6-б, а на Земле, и не между выдуманными Корпорацией и Альянсом, а между СССР и ООН. Просто СССР в 1995-м уже не существовал и мода на "красно-жаркую" клюкву в забугорном кино элементарно выдохлась. Поэтому, чтобы не выглядеть ретроградами, авторы "Крикунов" вынесли свой сюжет за пределы не только Земли, но и Солнечной системы. И хоть нынче кажется, что всё-таки напрасно, для тех лет это не имело принципиального значения и не мешало получать от фильма удовольствие. Да и поныне, в общем-то, не мешает - проверял и не единожды.
Интрига в "Крикунах" построена по тому же принципу, что и в
"Нечто" (1982) Карпентера. Разве что там землян кромсал в снегу инопланетянин, умеющий мимикрировать под них, а тут это делают боевые роботы, способные к тому же самому. И не инопланетные, а сконструированные человеком для охраны периметра военных баз. Или, вернее, человек изобрел лишь одну модель робота - хреновину с циркулярной пилой, способной перемещаться под землей, атаковать людей, не имеющих маячка "свой /чужой", а потом самостоятельно перерабатывать их трупы на смазку и топливо.
А ещё люди на свою беду сделали этих тварей самообучающимися. После чего они стали эволюционировать с такой скоростью, что уже к третьему модельному поколению их нельзя было отличить от Хомо Сапиенс.

Знаменитая сцена битвы с толпой... жалобно кричащих детей. Как бы то ни было, но даже при таком раскладе зритель всё равно болеет не за них, а за их убийц.
Знаменитая сцена битвы с толпой... жалобно кричащих детей. Как бы то ни было, но даже при таком раскладе зритель всё равно болеет не за них, а за их убийц.

Углубляться в сюжет не стану. Скажу лишь, что при своей внешней простоте - сначала герои сходили из точки А в Б, потом вернулись обратно, - он толково запутан в лучшем смысле этого слова. Более того, даже если вы читали книгу, у "Крикунов" всё равно найдется для вас пара-тройка приятных "нежданчиков", видоизменяющих сюжет Филипа К. Дика в ещё более непредсказуемую сторону - редкость и бесспорная удача, ведь обычно бывает наоборот.
Также фильм радует довольно суровой постапокалиптической картинкой; действие в нём разворачивается через несколько лет после массированных ядерных бомбардировок Сириуса 6-б. Не сказать, что за 20 миллионов режиссер Кристиан Дюге нарисовал в "Крикунах" ниэпические декорации - вовсе нет. Зато за эти деньги он не поленился отыскать в Канаде превосходную "аналоговую" натуру бетонной разрухи, и лишь на некоторых общих планах подрисовал к ней руины футуристических небоскребов и тому подобный колорит. Вышло чудо как хорошо, да ещё и экономно.
Ну и, конечно, как не отдать должное Питеру "Робокопу" Уэллеру - дядьке с харизматичным ковбойским прищуром, который, вы не поверите, мало того, что крутой актер, так ещё и университетский профессор кафедры литературы и изящных искусств! И этот профессор, который прославился, играя в основном героев фантастических боевиков! Какая забавная ирония судьбы.

Зимний антураж - исключительно удачная художественная находка, добавившая в фильм мрачности и обреченности.
Зимний антураж - исключительно удачная художественная находка, добавившая в фильм мрачности и обреченности.

***

В общем, один из первых фильмов, купленных мною когда-то для домашней VHS-коллекции, но я люблю "Крикунов" не только поэтому. Несмотря на то, что ныне они выглядят малость архаично, их это не портит - так же как, например, не портит и карпентеровское "Нечто". Просто, устарев технически, обе эти картины по-прежнему выглядят на высоте и с художественной, и с сюжетной стороны. А для фантастического кино, где надо задействовать не только глаза, но и соображалку (хотя бы немного), качество спецэффектов - вопрос не первостепенный. Ну а всё то, что в "Крикунах" стояло на переднем плане, никуда не делось и до сих пор там стоит. И не устареет ещё как минимум десяток-другой лет, это уж точно.

Трейлер фильма: