Оперный «первенец» Римского-Корсакова
Опера «Псковитянка» была написана 130 лет назад. Возраст для оперы почтенный, он говорит о многом. К нам, в наше сложное, драматичное время, является из прошлого века произведение, созданное в такой же переломный период жизни русского общества и повествующее о временах еще более отдаленных и столь же драматичных – о XVI веке, об эпохе Ивана Грозного. Эти разные временные пласты как бы совмещаются в музыке. Обозревая общественную и художественную атмосферу 60-х годов прошлого века, в недрах которого опера родилась, мы с особой остротой воспринимаем само театральное действо, отнесенное в глубины русской истории. Уместно здесь вспомнить слова Белинского: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем».
«Псковитяна» - первая опера в обширном музыкальном наследии Н. Римского-Корсакова. Замысел «Псковитянки» относится к 1868 году. Сюжет, взятый из одноименной драмы талантливого поэта и переводчика Льва Мея, подсказали молодому автору – ему было всего 24 года! – М. Балакирев и М. Мусоргский, его друзья и сподвижники по музыкальному кружку, звонко названному «Могучей кучкой». Римский-Корсаков сразу загорелся сделанным ему предложением. Сценарный план к либретто оперы, которое писал сам композитор, активно обсуждали М. Балакирев и М. Мусоргский, А. Бородин и Ц. Кюи, критик и идеолог «кучкистов» В. Стасов, историк В. Никольский. И П. Чайковский, находясь в Москве и узнав о намерении Римского-Корсакова писать оперу, сделал ряд предложений по ее проекту. 8 января 1872 года, завершив партитуру оперы, композитор начертал на ее заглавном листе: «Посвящается дорогому мне музыкальному кружку».
Пореформенные годы XIX века – знаменательное для России время. Менялся весь уклад жизни, общество словно встрепенулось, потянулось к новому. Это не могло не сказаться и на развитии искусства. Оно переживает небывалый подъем. В литературе, музыке, театре, живописи происходит мощный «выплеск» творческой энергии. Одно за другим появляются произведения, вскоре ставшие отечественной классикой.
Примечательным для искусства тех лет становится интерес к исторической теме. Она главенствует во многих произведениях. В драме – это А. Островский, А. К. Толстой, Л. Мей; в живописи – И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов; в музыке – М. Балакирев (увертюра «Русь»), А. Рубинштейн (увертюра «Иван Грозный»), М. Мусоргский (оперы «Борис Годунов» и «Хованщина»), А. Бородин («Князь Игорь»), П. Чайковский («Воевода» и «Опричник»), А. Серов («Рогнеда»), Э. Направник («Нижегородцы») и ряд других сочинений. Словно некая сила влекла в те годы писателей, драматургов, композиторов, художников к осмыслению узловых моментов русской истории. Несомненно, Римского-Корсакова также захватил этот общий интерес к историческим темам и сюжетам, которые прямо или косвенно соотносились с проблемами современности.
Композитор писал «Псковитянку» четыре года. В этот период он особенно сблизился с М. Мусоргским, также писавшим оперу – то был «Борис Годунов» (во второй редакции). Вот что об этом сказано в «Летописи моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова: «Я уговорился жить с Мусоргским, и мы наняли квартиру, или, лучше сказать, меблированную комнату в доме Зарембы на Пантелеймоновской улице. Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в Министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями».
Подумать только: в одной комнате, на одном рояле, взятом в аренду, одновременно рождались две великие оперы!
Есть и другое важное свидетельство, объясняющее суть творческих взаимоотношений двух великих русских композиторов. Вот отрывок из письма композитора А. Бородина своей жене (1871): «…Модинька с Корсинькой, с тех пор как живут в одной комнате, сильно развились оба. Оба они диаметрально противоположны по музыкальным достоинствам и приемам; один как бы служит дополнением другому. Влияние их друг на друга вышло крайне полезное. Модест усовершенствовал речитативную и декламационную сторону у Корсиньки; этот, в свою очередь, уничтожил стремление Модеста к корявому оригинальничанию, сгладил все шероховатости гармонизации, вычурность оркестровки… - словом, сделал вещи Модеста несравненно музыкальнее. И во всех отношениях… ни тени зависти, тщеславия, безучастия; всякий радуется искренно малейшему успеху другого».
Во время работы над «Псковитянкой» произошли два события, сыгравшие важную роль в жизни Римского-Корсакова: его женитьба на Н. Пургольд (брак с ней оказался на редкость счастливым) и приход на работу в Петербургскую консерваторию. Последнее решение явно не получило одобрения «кучкистов», многие годы враждовавших с косным ученым миром, но зато было горячо поддержано Чайковским, который назвал «подвигом» решение Римского-Корсакова не только начать учить других, но и самому учиться, расширять и укреплять свою профессиональную выучку.
Вскоре после того, как «Псковитянка» была закончена, состоялась ее премьера на сцене Мариинского театра (1873). Свой первый театральный опыт (опера определенно имела успех у публики), сам Римский-Корсаков счел не во всем удавшимся. Он увидел в опере изъяны драматургии, «гармонические преувеличения», «несвязность речитативов», «недостаток пения в местах, где оно должно быть» и т.д. Предельно требовательный к себе, композитор впоследствии писал в «Летописи»: «Моя тогдашняя композиторская техника была недостойна моих музыкальных идей и прекрасного сюжета».
В 1876–77 годах Римский-Корсаков сделал вторую редакцию «Псковитянки»: во многом изменил оркестровку и музыкальную фактуру отдельных партий, написал несколько новых сцен. Но и это не стало последним обращением композитора к любимой опере, в судьбу которой он так верил. В 1891–92 годах он осуществил новую, уже третью (!) ее редакцию, ставшую окончательной. Был дописан пролог – это, в сущности, одноактная опера «Вера Шелога»; она, по воле автора, могла исполняться как в составе «Псковитянки», так и отдельно от нее.
Именно в этой редакции опера окончательно утвердилась на сцене. Впервые она увидела свет 15 декабря 1898 года в Частной опере С. Мамонтова. Спектакль примечателен тем, что в роли Грозного дебютировал молодой Федор Шаляпин. Эта роль стала одним из высочайших достижений гениального певца.
10 ноября 1901 года состоялась премьера «Псковитянки» в Большом театре. Дирижировал И. Альтани, режиссер И. Василевский, художники А. Головин и Н. Клодт. На генеральной репетиции и первом представлении присутствовал Римский-Корсаков. Он высоко оценил спектакль, а Шаляпин (Грозный) «был неподражаем».
В Большом театре «Псковитянка» в последующие годы ставилась в 1931 и 1971 годах.
* * *
Если вслушаться в музыку «Псковитянки», ее можно воспринять как своего рода «конспект» всего последующего оперного творчества Римского-Корсакова. В ней, подобно «генам», заключены важнейшие признаки оперной эстетики композитора. Легко обнаружить связи, протянувшиеся от этой первой оперы к «Снегурочке» и «Царской невесте», к «Садко» и монументальному «Китежу». «Псковитянка» стала своеобразной лабораторией, где оттачивался самобытный музыкальный стиль композитора. Не случайны три редакции оперы, сделанные за двадцать лет: сложнейшая структура произведения доводилась автором до совершенства.
Жанр «Псковитянки» - народная музыкальная драма. Несомненно, по своей драматургии и стилю она близка «Борису Годунову» Мусоргского. Исследователи часто отмечают черты общности этих произведений, особенно выделяя те из них, которые можно объяснить «влияниями» или «подсказками» рядом работавших и постоянно советовавшихся друг с другом композиторов. Но, пожалуй, это слишком простое объяснение. Сколь несомненно сходство двух замечательных опер, столь несомненно и их различие. Сходство – в исторической тематике произведений, в выдвижении на первый план образа народа; различие – в самой концепции, в трактовке народных хоровых сцен и, наконец, в художественных средствах, избранных авторами.
Одна из центральных сцен в «Псковитянке» - народное Вече. Музыка разворачивается волнами, постоянно меняются контрасты, переходы от состояния к состоянию. Страшный рассказ гонца из Новгорода вызывает гневный отклик собравшегося народа. Умиротворенная речь посадника Токмакова меняет настроение – народ задумывается, размышляет, колеблется. Смелое выступление и призыв Михайлы Тучи, вожака псковской вольницы, словно раскалывает народную массу на тех, кто покорился судьбе, и тех, кто бросил ей вызов и поднялся на борьбу за вольный Псков.
В центре драмы – образы Ольги и царя Ивана Грозного. Они поначалу не знают, лишь постепенно догадываются о том, что связаны кровными узами: Ольга – незаконная дочь царя. Их взаимоотношения как бы «вписаны» в ход разворачивающейся народной драмы: Ольга – возлюбленная Михайлы Тучи, поднявшегося на борьбу с Иваном Грозным.
Ольга – один из самых обаятельных образов в оперном творчестве Римского-Корсакова. Она открывает галерею светлейших женских характеров, без которых невозможно представить ни одну оперу композитора. Ее нежность, искренность, самоотверженная любовь противостоят и оттеняют образ Ивана Грозного, который явлен в опере во всей своей противоречивости: он умен и страшен, лицемерен и жесток, и он же смиренен, нежен, искренен в сценах с Ольгой. В финале оперы Иван Грозный склоняется над телом убитой дочери (его обращение – «Не я твой лиходей…» - слово в слово совпадает с выкриком Бориса Годунова в знаменитой сцене видений в опере Мусоргского!). действие заканчивается печальным отпеванием хора. По меткому замечанию Б. Асафьева, это не только плач народа по Ольге, но и плач по вольному Пскову, по утерянной свободе.
Музыка «Псковитянки» равно сочетает напевность и выразительные речитативно-декламационные элементы. Законченных арий – в привычном смысле – здесь нет, но вся опера «напоена» русской песенностью, близостью народным истокам. Речь совсем не о том, что Римский-Корсаков вводит в ткань произведения подлинные народные мотивы, характерные попевки, речевые интонации (это вообще станет примечательной чертой его музыкального стиля), а в той свободе обращения с народнопесенным материалом, в чутком его развитии и преображении, которое отличает композитора как истинно национального художника.
Важной чертой музыки оперы является использование лейтмотивов, отнесенных к главным персонажам (Ольга, Иван Грозный), к псковской вольнице, к звуковым символам природы и конкретной жизненной среды (в частности, это колокола, их звучание проходит по всему произведению).
«Псковитянка» после долгого перерыва возвратилась на сцену Большого театра. И вновь за пульт в оркестре, как и 44 года назад, встал Евгений Светланов. Эта опера по особому им любима: как раз с выступления в «Псковитянке» началась его блистательная дирижерская карьера.
Александр Медведев
Создатели спектакля 1999 года о своем детище
Евгений Светланов, народный артист СССР, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик
Недавно мне задали вопрос: «Почему Вы обратились к «Псковитянке» - опере, как говорят, неудачной среди других опер Римского-Корсакова?» Поначалу я не мог поверить своим ушам. Но поверить в то, что я услышал, все же пришлось. Нет дыма без огня. Неслучайно возник этот вопрос. Очевидно, в последнее время гениальная и одновременно первая опера великого Мастера все реже и реже появляется на сценах наших театров. А на этом основании люди, которые причисляют себя к знатокам оперного творчества, видимо, и порождают подобные мнения-ярлыки, порой, не имея ни малейшего понятия о предмете, которому выносят свой приговор. Так могут поступать только безответственные, «медведьнаухонаступленные», дилетанты от музыки. А проще сказать – гангстеры нотного стана. Неужели великий просветитель русского искусства на западе Сергей Дягилев был таким дураком, что показал в Париже наряду с «Борисом Годуновым», «Хованщиной» и «Псковитянку»?! Во всех трех операх пел Федор Иванович Шаляпин. По свидетельству современников, все эти три шедевра имели ошеломляющий успех и явились подлинным открытием за пределами России.
В первой половине ХХ века в нашей стране (а также и за рубежом) «Псковитянка» украшала афиши многих театров и пользовалась огромным успехом. Она стала постепенно выпадать из репертуара в последние годы по не известным для меня причинам. Так, к сожалению, бывает с общепризнанными шедеврами. Сошлюсь на собственный опыт.
Мною были поставлены оперы «Отелло» (1978 г.) и «Сказание о граде Китеже…» (1983 г.) на сцене Большого театра. Без всяких видимых причин оба спектакля незаметно исчезли из репертуара. Их просто перестали давать. А какой триумфальный успех сопутствовал им! Жаль. Очень жаль. Как поет царь Салтан у Римского-Корсакова: «Но былого не вернешь, хоть слезами изойдешь».
Я не буду вдаваться в музыковедческий разбор «Псковитянки». Это сделают без меня. Я бы хотел сказать, что с этой оперой у меня связано так много, что обо всем и не скажешь. Во-первых, «Псковитянка» была первой оперой, с которой я выступил и вступил на долгий, тревожный и радостный путь оперного дирижера. Дирижера Большого театра. Никогда не забуду этот день – 25 июня 1955 года. Мой дебют за пультом Большого был одновременно и моим дипломным спектаклем как студента-выпускника Московской консерватории. Бывают события, которые на всю жизнь запоминаются, волнуют, будоражат душу. Таким для меня был первый спектакль на сцене бывшего (увы!..) Филиала на Пушкинской улице. Никогда не забуду, как я готовился к каждому спектаклю («Псковитянка» была «закреплена» за мной вплоть до закрытия Филиала). Я читал великолепные стихи Л. Мея. Его драмы из истории нашей Родины. Ловлю себя на мысли о том, что этот писатель, к сожалению, мало кому знаком. Достаточно сказать, что Римский-Корсаков дважды обращался к творчеству Мея. В результате появились два оперных шедевра «Псковитянка» и «Царская невеста» - любимица нашей публики. Так вот, помимо чтения всего, что помогало мне в настрое, я посещал Замоскворечье, где когда-то было церквей «сорок сороков». Был и я в Пскове (зимой и летом). Проходил дорогой лесной к Печерскому монастырю, который изучил «от корки до корки». Все это перетапливалось в горниле моего творческого состояния, приближая меня к великой музыке «Псковитянки». Будем считать, что для меня эта опера как первая любовь – «не ржавеет» и не увядает; заряжает живым жизненным током и помогает жить дальше. Особенно сейчас. Когда открывается занавес, я мыслями уношусь туда, на сцену, и даже еще дальше…
Мне было 27 лет, когда я первый раз встал за пульт Большого с «Псковитянкой». Сейчас пошел восьмой десяток… И я опять с ней. А между – прожитая жизнь. Ведь это мой замысел – перебросить музыкальную арку. Начало – Конец. Закон, против которого бессильны все.
Хочу закончить всеобщим Благодарением всем тем, кто дал мне возможность воплотить свою заветную мечту. Благодарю Всевышнего, которому я, грешный, обязан тем, что я еще здесь; что не потерял способность работать. А во многом стал мудрее, что дает возможность относиться к своему труду более строго, чем когда-либо.
Иоаким Шароев, народный артист СССР, режиссер-постановщик
В дни своей режиссерской молодости я более пяти лет проработал в Большом театре. Это было прекрасное, творческое время. И сегодня я счастлив, что судьба снова свела меня с этим великим театром и с его замечательным коллективом. Причиной и целью нашей новой встречи стала работа над постановкой гениальной оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка».
«Псковитянка» - произведение огромного масштаба. Не случайно С. Дягилев повез эту оперу в Париж вместе с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной». Все три спектакля имели огромный успех.
Трудно поверить, что «Псковитянка» - первая опера Римского-Корсакова. В этом сочинении он проявляет себя не только как гениальный композитор, но и как мудрый провидец, увидевший в далеком XVI веке многие проблемы, ставшие впоследствии определяющими в истории Руси. И опера Римского-Корсакова, и драма Мея, по которой она написана, - произведения на историческую тему. Но подлинные исторические даты в них несколько смещены, и здесь надо кое-что пояснить. Действие оперы происходит в 1570 году. История рассказывает, что к этому времени вольный Псков уже много лет как был разгромлен отцом Ивана Грозного – князем Василием, и превратился в обычный русский город. Но Римский-Корсаков вслед за драматургом Меем пошел на эту условность.
Мы определяем «Псковитянку» как народную музыкальную драму. Так же Мусоргский назвал свою «Хованщину». Это не случайно, ибо, по пушкинскому определению, «судьба человеческая – судьба народная», и в этом – главная тема произведения. В нашей постановке опера Римского-Корсакова пойдет в третьей редакции, без пролога «Вера Шелога» и без сцены с блаженным Николой. В опере много ярких, масштабных массовых сцен. В нашей постановке им принадлежит важнейшая роль. Такие сцены, как «Вече», «Площадь», грандиозный по силе финал являются драматургическими вершинами действия.
«Псковитянка» - истинно русская опера. Народность ее и в сюжете, и в характере персонажей, и в удивительном музыкальном языке, насыщенном народными песнями. «Раскукуйся ты, кукушечка» - это песня «Подуй, подуй, непогодушка»; тема Ольги в дуэте «Ты останься, милый мой» - это «Уж ты поле мое»; песня вольницы «Государи-псковичи» - подлинная народная песня Арзамасского уезда; текст хора девушек в лесу «Ах ты, дубрава» заимствован из псковской народной песни. Любопытен следующий факт: по мнению некоторых музыковедов, лейтмотив Ивана Грозного в опере – это подлинная музыка самого царя Ивана. Как известно, между казнями и войнами царь успевал писать музыку, и музыка эта в крюковой записи дошла до нас.
Ключом для понимания «Псковитянки», как мне кажется, является финальный хор. Прощание с Ольгой, то есть акт трагический, превращен композитором в грандиозный патетический финал, становится огромным обобщенным образом призыва народа российского к братству, единению: «Люди русские, люди псковские, позабудемте распрю старую». В финале звучит огромной силы вера в заступничество Божьих угодничков (святых, по поверью, охранявших Псков), вера, что в лихую годину, в дни испытаний, они не бросят народ и спасут город. В финале, который пронизан этой верой людей в заступничество высших сил, открывается вся сцена и идет «со всей Руси народ». Гимном любви и веры звучат последние слова оперы: «Божьей милости нет конца вовек». Мы подчеркиваем это мощное финальное обобщение и в изобразительном ряду спектакля, и в авторском воплощении.
Сергей Бархин, художник-постановщик, главный художник Большого театра России
«Псковитянка» - масштабная, эпическая опера на историческую тему, - новая и необычная для меня работа. Я знал, что рано или поздно мне интересно будет сделать спектакль такого плана, - не сказку или легенду, а то, что всерьез. Эта монументальная опера как будто создана для сцены Большого театра и трактовка ее, на мой взгляд (в отличие, например, от опер Верди), не допускает никакой абстрактности. «Псковитянка» рассказывает о человеческих страстях, но время действия оперы относится к совершенно конкретному периоду русской истории. Мне показалось, что совершенно уместно сделать оформление спектакля в традициях Большого, которые закладывались в начале века Константином Коровиным, и позже развивались Федором Федоровским и Петром Вильямсом, чьи знаменитые спектакли – «Борис Годунов» и «Иван Сусанин» и по сей день на афише. Это решение поддержали и постановщики спектакля – Е. Ф. Светланов и И. Г. Шароев.
Мне хотелось сделать оформление «Псковитянки» так, как работали художники в Большом в 40-50-е годы – в живописной манере. Мне казалось, что этот стиль «к лицу» русской исторической опере и сегодня. Режиссер-постановщик И. Г. Шароев попросил меня сделать суперзанавес с колоколами. И это было оправдано – тема колоколов, набата проходит через всю оперу. В работе с постановщиками я не просто шел навстречу их просьбам, а заряжался их идеями, их мыслями… Это взаимопонимание облегчало работу над «Псковитянкой», которая сама по себе была очень ответственной и трудной, что делало ее по-настоящему увлекательной. Мне кажется, вся наша постановочная команда по-настоящему болела за спектакль. О себе могу сказать, что работал искренно, от души. Ну а каким получился наш спектакль, судить зрителям.
Примечание
«Псковитянка» в постановке 1999 года уже давно выпала из репертуара Большого театра, продержавшись в нем всего пару-тройку сезонов: кажется, после смерти Светланова в 2002 году она уже больше не возобновлялась. Так что печальное замечание Евгения Федоровича о его «Отелло» и «Китеже» получило продолжение – «Бог любит Троицу».
В приведенных здесь высказываниях постановщиков, и особенно Светланова, явно прослеживается одна мысль – попытка реабилитировать «Псковитянку», доказать ее значимость и состоятельность, необходимость самой постановки. Недаром присутствуют постоянные ссылки на Дягилева и Шаляпина, параллели с признанными шедеврами Мусоргского и пр.
Действительно, почему «Псковитянка» выпала из практики современного оперного театра? Да и не она одна – такая участь постигла многие произведения русской оперной литературы, прежде всего творения кучкистов и их идейного предтечи Даргомыжского (хрестоматийная «Русалка» и новаторский «Каменный гость» - крайне редки на нынешней оперной сцене). Из всех пятнадцати опер самого Римского-Корсакова по-настоящему только «Царская невеста» имеет настоящую сценическую практику в России повсеместно. Да и оперное творчество всеми, казалось бы, обожаемого Чайковского, всегдашнего оппонента Новой русской школы, ограничено «Евгением Онегиным», «Пиковой дамой» и изредка «Иолантой».
Если говорить шире, то русская опера не только за рубежом, где она никогда не была репертуарной, но даже в самой России, в последние десятилетия заметно сдала позиции. В чем здесь причина? Действительно ли исторически знаменитый спор «западников и славянофилов» от музыки, «италоманов» и сторонников национального искусства последними проигран окончательно и бесповоротно? Или это только текущий исторический момент, когда после десятилетий господства русского репертуара (а его превалирование в советские годы на сценах наших театров было очевидно) и, соответственно, исполнительского (прежде всего у вокалистов) и меломанского голода по западной, прежде всего итальянской опере, театры активно стараются компенсировать упущенное и этот самый голод утолить? Однозначный вывод пока еще сделать трудно – как говорится, «поживем, увидим».
В заключение лишь напомним, что премьера «Псковитянки» в Большом театре в 1999 году была с восторгом принята публикой, прежде всего по причине возвращения Светланова в театр (там ему даже какой-то почетный титул придумали по этому поводу), и без всякого энтузиазма столичной критикой – не слишком лицеприятные рецензии при желании можно и сегодня разыскать в Интернете. Премьера транслировалась телеканалом «Культура», таким образом, спектакль мог посмотреть довольно-таки широкий круг желающих, благодаря этой трансляции запись постановки сегодня достаточно широко распространена в меломанской среде на видеодисках – разыскать ее большой проблемы не составляет. Приведем здесь список действующих лиц и исполнителей: Иван Грозный – Вячеслав Почапский, Токмаков – Леонид Зимненко, Матута – Олег Биктимиров, Михайло Туча – Павел Кудрявченко, Ольга – Мария Гаврилова, Степанида – Галина Черноба, Власьевна – Галина Борисова, Перфильевна – Елена Новак.
10 августа 2010 г., "Римский-Корсаков.ру"