Не смотря на сокрушительный разгром советской армии в первые месяцы войны, танкистам порой удавалось раздобыть трофейную технику. Во многом помогала смекалка, внезапность и не знание противника об истинном положении вещей. Таким образом, часто захватывались Panzer III и иногда Panzer IV, которые понравились Красноармейцам. Но почему?
Что такое Panzer III?
Затрагивать историю бессмысленно, поэтому скажу пару слов об особенностях.
Panzer III – по сути основной танк войск вермахта на момент начала Великой Отечественной. Ранние модели не имели серьёзного вооружения и брони, а надёжность оставляла желать лучшего. Однако, чем позднее была модель, тем сильнее она отличалась от предшественника и тут дело не во внешности, а во внутренностях.
Таким образом, с ранних 37 мм пушек перешли на короткие 75 мм и длинные 50 мм орудия, а броня возросла с 16 мм, до 50 мм, порой даже с дополнительными элементами.
Нечто похожее можно сказать и про StuG III, шасси которого полностью совпадало с Pz. III. Так же, некоторые детали от Panzer IV подходили и для машин более ранних версий и наоборот.
За что в СССР любили Panzer III?
Несмотря на то, что немецкие танки не имели достаточной проходимости и в некоторых случаях уступали по защите и вооружению, танки всё равно были востребовательными.
Причиной тому стали приборы наблюдения и радиостанции, которые использовались командирами для координации действий в рамках сражения и оперативного обмена информацией со штабом, оповещая о возможных изменениях.
Кроме того, на вооружение брали самоходные орудия, которые хорошо работали против пехоты за счёт коротких стволов и сравнительно крупных калибров. Особенности присущие танкам зачастую отсутствовали, поэтому StuG мог достаться и рядовому экипажу, чего не скажешь про Panzer IV.
Pz. IV даже ранних версий мало чем отличался от Panzer III поздних выпусков в плане защиты, а его орудие соответствовало StuG III – короткая 75 мм гаубица. Добавьте к этому отличную командирскую башенку и несколько радиостанций и получить идеальный командирский танк.
Итог.
Советские танкисты любили Panzer III и Panzer IV не из-за боевых качеств, а за практичность. Отечественные машины не могли похвастать качественной оптикой, а во многих даже не было радиосвязи, поэтому немецкие танки были просто необходимы в рядах командирских машин.