Найти в Дзене

Внедрять нельзя тестировать

Оглавление

«А вот другу магазин разработали, запустили и все работает. Если делали хорошо, зачем проверять?»

Потому что ни один серьезный продукт не выпускается в люди без итогового тестирования. Mercedes-Benz перед запуском модели в массовое производство проводит 28 краш-тестов. Nokia подвергает свои телефоны 200 механическим испытаниям. Велосипеды «Велотрейд» проходят 5 тестов по 100-108 часов каждый. Чем сайт хуже?

Вообще, фанаты экспериментов и исследований за 5 минут набросают вам список из 10-20 видов тестирований. Мы же разберем только те, которые действительно нужны:

1. Тестирование производительности,

2. Нагрузочная оценка,

3. Тестирование безопасности,

4. Юзабилити-тестирование.

Смотрим производительность

Тестирование производительности помогает понять, как быстро работает сайт, какова скорость подгрузки контента и основных интерактивных форм. Google регулярно намекает на зависимость ранжирования ресурса от скорости его работы, а Яндекс, хоть ничего прямо не говорит, то и дело ссылается на поведенческие факторы. Которые при медленной работе сайта просто не могут быть удовлетворительными.

В процессе тестирования производительности проверяются 6 метрик PageSpeed Insights:

  • Загрузка первого контента,
  • Индекс скорости подгрузки,
  • Время загрузки интерактивных элементов,
  • Срок подгрузки значительной части контента,
  • Окончание работы ЦП.
  • Время задержки страницы при вводе.

Как правило, новые сайты попадают в зеленую зону PSI. Это хорошо. Если перемудрили с тяжелой графикой и анимацией — PageSpeed Insights выдаст 50-89 баллов и набор рекомендаций.

Проверяем устойчивость

Нагрузочная оценка, по сути — часть тестирования производительности. Но так как ее делают не все и не всегда, мы выделили этот тест в отдельное направление. Цель тестирования — посмотреть, как поведет себя ресурс, если N пользователей зададут Y запросов в единицу времени. Это тестирование обязательно проводим для крупных интернет-магазинов и электронных каталогов. Чтобы знать, выдержит ли сайт 10 000 покупателей, спешно заполняющих корзины в 23:00 «Черной пятницы».

Ищем дырки

Главная цель тестирования безопасности — найти места, уязвимые для атак. Конечно, у большинства CMS есть встроенные модули безопасности, а серьезные ресурсы создают двойной-тройной уровень защиты, но…

Всегда находится тот, кому обязательно нужно проверить систему на прочность. Именно поэтому крупные проекты перед запуском в сеть обязательно обследуются на уязвимости: запросы к базе данных, отладочные скрипты, синтаксические теги HTML кода и пр. Если говорить о сайтах финансовой сферы, то для них даже предусмотрен специальный стандарт тестирования на проникновение — РС БР ИББС-2.6-2014. Вам он пригодится, если откроете банк и соберетесь делать интернет-банкинг.

Юзабилити-тестирование

Как бы ни хотелось упростить юзабилити-тестирование (UX) — не получится. Потому что UX — это совокупность экспериментальных методов. Очень разных, от очных интервью с фокус-группой до A/B тестов. Интервью, кстати, простейший вариант. В формате вопрос-ответ он дает массу полезной информации, особенно если после сбора данных провести их сравнение и анализ. 

Модерируемое и немодерируемое UX проводится по заранее сформированному сценарию, в котором респонденту предлагается выполнить ряд задач: собрать товары в корзину, подписаться на рассылку, найти дополнительный продукт к основному и пр. 

Отдельный формат юзабилити-тестирования — партизанское. При таком варианте исследования пользователь не знает, что участвует в тестах.

А/Б тестирование подходит для ситуаций, когда у вас есть два варианта дизайна и непонятно, какой лучше. Цель исследования — выяснить, с каким набором элементов у страницы/сайта/электронного письма больше конверсия. Проще говоря, вы берете два прототипа или готовых лендинга, направляете на них трафик и смотрите, где результат лучше. Показательный способ исследования, но есть несколько нюансов:

  • в тестировании должны принимать участие ВСЕ сегменты аудитории, иначе результаты будут нерепрезентативны,
  • за один раз можно проверять только ОДИН элемент — текст, размер кнопки, расположение видео,
  • тестирование требует от 1 суток до 2 недель — чем дороже товар, тем длиннее цикл покупки, сами понимаете,
  • для статистически достоверных результатов придется отсечь экстремальные значения или доказать, что они не искажают факты.

Частный случай А/Б тестирования — eye-tracking. Эта технология регистрирует движение глаз пользователя, создавая нечто вроде тепловой карты страницы. По ней видно, откуда респондент начинает просматривать массив данных, где задерживает взгляд — читает, на каком этапе бросает просмотр. Для сайтов малого и среднего бизнеса технология дорогая и избыточная, но если соберетесь запускать масштабный проект — присмотритесь к ней.

Когда тестируем

Юзабилити-тестирование выполняют как на стадии прототипирования сайта, так в рамках маркетингового аудита готового ресурса. В первом случае тестирование исключает догадки, интуицию и художественные предпочтения заказчика/дизайнера. После тестов прототипа остаются голые факты: этот вариант рабочий, а этот — провальный. Правда, многое зависит от детализации. Тест рабочего и предельно детализированного прототипа будет результативным. Оценка абстрактной схематичной концепции даст мало полезных данных.

UX-тесты готового ресурса проводятся, когда и цены на сайте нормальные, и товар качественный, и дизайн лучше, чем у конкурентов и основные страницы в ТОПе, а продаж нет. Чтобы понять, в чем препятствие — подключаем тяжелую артиллерию: Google Analytics сервис «Эксперименты», тестировщиков кроссбраузерности, «Вебвизор», карту скроллинга и так далее. На выходе получается отчет с ошибками и рекомендациями по их устранению.

Когда тестировать юзабилити не нужно

  • Для маленьких проектов с маленьким бюджетом. Нет, это не дискриминация. Это как зонтик для рыбки или меховая шапочка для белого медведя — лишняя трата времени и денег.
  • Если на сайте есть технические или контентные проблемы. Обычного тестирования мало. Нужен комплексный аудит и комплексное решение проблем.
  • Когда мало трафика. Иначе результаты будут нерепрезентативны.

Давайте резюмируем. Юзабилити-тестирование — полезный инструмент, но не ждите чуда. Он применим не везде и не всегда, а после тестов все равно придется поработать руками: исправить неработающие формы, поиграть со шрифтами, добавить/убрать кнопки.

Больше полезного и интересного читайте в блоге Nowmedia