На марках из серии, посвященной 30-летию учебно-парусного судна чилийского военно-морского флота «Лаутаро», можно видеть изображение трех парусников разного периода. Наиболее старый из них — парусно-паровой корвет «Генерал Бакуадано», построенный в 1898 году в Англии и названный именем героя войны Чили против Перу и Боливии в 1879 году. Этот корвет имел парусное вооружение трехмачтового барка с дополнительными косыми парусами на фоки грот-мачтах. Более 40 лет плавал «Генерал Бакуэдано» с курсантами военно-морского училища, пока не был поставлен на прикол и превращен в стационарную учебную базу школы юнг.
Фрегат «Лаутаро», которому посвящена вышеупомянутая серия марок,— не что иное, как один из «Летающих Пи» знаменитого Ф. Лайеша. В 1941 году Чили интернировали в одном из своих портов барк «Приуолл» и вскоре превратили его в учебное судно ВМФ. Стальной четырехмачтовый барк был построен в 1918 году на верфи «Блом и Фасе» в Гамбурге и до самого начала второй мировой войны эксплуатировался на трансатлантических линиях. В 1942 году он прошел капитальный ремонт, во время которого были установлены два вспомогательных двигателя. Под именем «Лаутаро» (так называлось первое судно ВМФ Чили, приобретенное в 1818 году) был включен в состав чилийского ВМФ. Но недолго пришлось барку плавать под чилийским флагом. В марте 1944 года во время учебного плавания у берегов Перу на борту судна возник пожар. Оно было оставлено командой и затонуло.
На смену учебному судну «Генерал Бакуэдано» правительство Чили в 1951 году решило приобрести у Испании заложенное в 1942 году на верфи в Кадиксе парусное судно «Дон Хуан Австрийский». Это судно Испания начала строить для замены своего учебного судна «Хуан Себастьян де Элькано». Проект нового парусника базировался на чертежах уже прошедшего проверку временем и штормами «Хуана». Но по экономическим причинам Испания была вынуждена прекратить строительство этого парусника. По договору с Чили строительство возобновилось, и судно было спущено на воду в 1952 г.
По парусному вооружению судно относилось к баркентинам, так как, в отличие от «Хуана Себастьяна де Элькано», на его фок-мачте были только прямые паруса. Общая площадь парусности баркентины 2852 квадратных метра. Судно было рассчитано на 80 курсантов при постоянном экипаже около 200 человек. Максимальное же число курсантов, руководителей практики, офицеров и матросов, которое могло оно принимать на борт, достигало 336.
В 1954 году, когда баркентина была передана чилийскому ВМФ, ее назвали «Эсмеральдой». Учебный парусник стал шестым судном в чилийском флоте с этим названием. С 1955 года он стал совершать длительные учебные плавания, покидая порт приписки на срок до 7 месяцев.
В 1968 году «Эсмеральда» с дружественным визитом посетила Ленинград, жители которого могли поближе познакомиться с этим красивым белоснежным судном.
Но вскоре белые борта «Эсмеральды» окрасились кровью чилийских патриотов. Во время фашистского путча в Чили реакционное офицерство превратило этот прекрасный парусник в плавучую тюрьму. На борту «Эсмеральды» были замучены десятки преданных борцов за дело трудящихся Чили, сподвижников президента С. Альенде. Эти события навсегда останутся темным пятном в истории баркентины. Когда в 1976 году «Эсмеральда» пришла в США для участия в соревнованиях «Операция Парус-76», ее бойкотировали почти все участники этого сбора учебных парусников в знак протеста против кровавых злодеяний фашистской хунты Пиночета. Политические эмигранты из Чили через прессу и радио объявили о своем намерении взорвать баркентину за то, что на ее борту пытали и истязали чилийских патриотов. Они устроили пикетирование Организационного комитета «Операции Парус», который пригласил от имени правительства США «Эсмеральду» на сбор.
Опасаясь исполнения угрозы, береговая охрана США не допускала к месту стоянки баркентины никого из посторонних и следила за тем, чтобы к «Эсмеральде» не могли приближаться какие-либо другие суда. В то время как на судах всех участников соревнования царило веселое оживление, на борту «Эсмеральды» стояла могильная тишина. Так участники встречи выразили свое отношение к хозяевам баркентины — фашистской хунте, затопившей кровью чилийскую землю.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!