Кто не знает эту чудесную картину, где в буйстве белых лебединых крыл на нас своими огромными бездонными глазами смотрит прекрасная девушка в драгоценном кокошнике! "Царевна Лебедь" Михаила Врубеля.
Художник написал свою жену Надежду Забелу-Врубель, оперную певицу, в исполняемой ею роли. Она пела партию Царевны Лебеди в опере про царя Салтана. Дивный, сказочный образ, передающий дух пушкинского произведения и музыки Римского-Корсакова.
Есть фотография Надежды в костюме Лебеди. Сравнивая оба изображения, понимаешь, насколько глаз художника острее и глубже проникает в суть образа.
Врубель охотно писал свою жену, оставив несколько ее портретов. Но такого уровня романтизации, как в Лебеди, больше не достиг.
Обладательница превосходного сопрано, Надежда, проведя детство в Киевском институте благородных девиц, поступила затем в Петербургскую консерваторию. После ее окончания певица начала выступать в Киевском оперном театре. Проработав там всего один сезон, уехала в Тифлис, оттуда в Петербург, пела также в Москве.
Знакомство с Врубелем состоялось во время репетиций оперы "Гензель и Гретель" в частном Панаевском театре в Петербурге. Художником этой постановки был как раз Михаил Врубель, который попал туда чисто случайно - он заменил собой Константина Коровина. Художник с первого взгляда влюбился в прелестную Надежду. Будучи человеком темпераментным, он немедленно очень бурно выразил свое восхищение, целуя ей руки.
Через год после знакомства Врубель и Забела поженились. Свадьба состоялась в Швейцарии. В качестве свадебного подарка Михаил преподнес невесте брошь с бриллиантами и опалом.
Семейная жизнь протекала поначалу безоблачно. Супруги любили друг друга, каждый был занят творчеством, между ними было взаимопонимание. Надежда продолжала блистать на сцене, особенно ей удавались образы из опер Римского-Корсакова. Современники восхищались ее исполнением, отмечая особенную удачу в роли Марфы в "Царской невесте".
Ольга Книппер-Чехова, например, писала Чехову об этом исполнении:
Она удивительно просто ведет сцену сумасшествия, голос у нее чистый, высокий, мягкий, ни одной крикливой ноты, так и баюкает. Весь образ Марфы полон такой нежности, лиризма, чистоты — просто из головы у меня не выходит.
Вот так одна актриса оценила другую.
В новый век Надежда вступила с радостью, но ожидали ее только бедствия...
Родившийся в 1901 году долгожданный сын оказался очень болезненным мальчиком и умер в два года. Смерть сына очень плохо сказалась на Врубеле. Симптомы душевной болезни стали проявляться все чаще и глубже.
Переехав из Москвы в Петербург, Надежда поступила в Мариинский театр, где пели самые выдающиеся исполнители. В театре царило соперничество, не было атмосферы тепла, уюта, как в частном Мамонтовском театре в Москве, где Надежда работала ранее.
Забела не получала те роли, в которых могла бы блистать во всей красе. Одновременно муж все более погружался в бездну своей болезни, и теперь мог содержаться только в больнице. Там он и умер в 1910 году от воспаления легких.
Все эти события подкосили жизненные силы Надежды. Она впала в депрессию и покончила с собой в 1913 году.
Почитайте еще на моем канале:
Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве
Королева ар-деко: неистовая Тамара де Лемпицка
Иллюстрации к "Игре престолов" в стиле японских гравюр
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!