Найти в Дзене
Салават Вахитов

Василий Лановой. Баловень судьбы? Великий труженик!

* АРХИВ БП *

Юрий Коваль. Мы с вами где-то встречались . Рассказы о кино и не только. // Бельские просторы. – 2016. – № 10. – С. 160–174.

В 1954 году в уфимском кинотеатре «Октябрь» крутили ленту «Аттестат зрелости». Ее герой, самовлюбленный и высокомерный старшеклассник Валентин Листовский, совершил какой-то не очень красивый поступок. Здоровый школьный коллектив осуждал и отворачивался от Листовского. Он тяжело переживал одиночество и перевоспитывался.

Содержание старого кинофильма выветрилось из памяти, но точно помню, что все девчонки поголовно влюблялись в Листовского: он был чертовски красив и обаятелен. Его роль исполняло юное дарование по имени Василий Лановой. Тогда казалось, что молодому актеру с такими данными суждено играть в жизни одну роль – баловня судьбы.

…В сентябре 94-го шестидесятилетний Василий Семенович Лановой ступил на сцену Республиканского русского драматического театра, чтобы публично помянуть добрым словом театрального режиссера Евгения Симонова, напомнить зрителям о своем существовании, бегло «отчитаться» за прошедшие 40 лет и почитать стихи своих любимых поэтов – Пушкина и Маяковского.

-2

Артист был легок, строен, по-военному подтянут. Он как бы подчеркивал, что 60 лет для настоящего мужчины не возраст. На нем превосходно сидел штатский костюм, но генеральский мундир был бы, пожалуй, уместнее. А если бы еще на голову – мосфильмовский парик (а ля Иван Варавва из «Офицеров»), то от глубоких женских вздохов и слез умиления не было бы спасения.

Баловень судьбы? Неполный перечень работ Ланового в кино вроде бы подтверждает эту догадку. Павел Корчагин в одноименном фильме, Артур Грэй («Алые паруса»), Олег Тулин («Иду на грозу»), Анатоль Курагин («Война и мир»), Алексей Вронский («Анна Каренина»), Шервинский («Дни Турбиных»)…

В 1968 году Василий Лановой вступил в КПСС, в 1985-м – стал народным артистом СССР. За роль Дзержинского он получил премию КГБ, Ленинскую – за чтение дикторского текста в киноэпопее «Великая Отечественная» («Неизвестная война»).

-3

Когда режиссеры без устали эксплуатируют выигрышные внешние данные актера, у него появляется естественное желание выпрыгнуть из своей кожи. Переиграв множество романтических и героических ролей, Лановой, думается мне, мечтал об острохарактерных. Однажды ему повезло: он снялся в фильме «Пароль не нужен». Там впервые появляется Штирлиц под именем Исаева (Нахапетов) и на короткое время – советский разведчик Чен (полукореец, полукиргиз). Чена играл Лановой. Он был так загримирован, что никто его не узнал. То-то было радости у артиста.

В Уфе мы открыли для себя Ланового как умного, доброжелательного, умеющего посмеяться над собой человека. Иногда он вставал на котурны и впадал в пафос (очевидно, давало о себе знать амплуа романтического героя), но в общем держался молодцом – старался быть искренним и честным.

Похоже, Лановой знает свое место в кино и театральном искусстве. У него состоялось несколько творческих встреч с уфимцами. Вот он берет в руки микрофон:

– Я не был в Уфе в детстве. Я не работал в банке рассыльным, – в пику Юрию Яковлеву под смех многочисленных зрителей начинает рассказывать о себе. Вспоминает могучего Бориса Андреева и по-детски обаятельного Петра Алейникова, превосходно пародирует их. Признается, что его любимое женское имя – Анна (и тут же цитирует Анну Ахматову). Потом называет еще одно прекрасное имя – Наташа (влияние толстовской Наташи Ростовой). Срывая горячие аплодисменты, артист утверждает, что и сегодня он не отказывается ни от одной мизансцены в фильме «Павел Корчагин» (и не мудрено: ведь эту картину снимали талантливейшие режиссеры Наумов и Алов).

-4

Рассказывая всевозможные байки, Лановой не побоялся упомянуть для колорита высокообразованную древнюю грузинку, которая во время обмена любезностями съязвила на его счет: «Я всегда предполагала в вас некоторый недостаток культуры, но не думала, что дело так неотвратимо и далеко зашло».

«Вася высочество» довольно много и удачно шутил, острил и вдруг, отвечая на вопросы, безо всякого снисхождения к самому себе скороговоркой обронил: «Я бы многое хотел вычеркнуть из своей жизни».

Артистов надо слушать именно как артистов, а не как историков и тем более политиков. У Ланового было немало эмоциональных перехлестов.

В 1944 году, поведал он публике, в той хате, где я жил, останавливался генерал Власов. Высокий, худой, с орденом Ленина на шинели. Этот орден он получил как самый полезный «оборонщик» Москвы.

Дав себе обещание не лезть в политику, Лановой, тем не менее, несколько раз поддавался искушению. Он, в частности, рассказал потрясенным слушателям об указе Ельцина (который просуществовал всего несколько часов), запрещавшем фронтовикам носить ордена.

Чем он подкупает, так это своей щедростью. В творческой среде весьма редки люди, способные радоваться успеху своих коллег. Лановой же расточал похвалы и Юрию Яковлеву, и Юлии Борисовой. Он настойчиво говорил о том, какое было счастье находиться на сцене рядом с великими вахтанговцами – Николаем Гриценко, Рубеном Симоновым, Николаем Плотниковым.

В Уфе народного артиста Советского Союза принимали замечательно, радушно. У него, как и у многих других, сложилось мнение, что в провинции живут добрые, простодушные люди. Здесь поистине отдыхаешь душой. Перед возвращением в шумную, суетную столицу Лановой заглянул на завод автомобильных моторов ОАО «УМПО».

Предшествующие материалы Юрия Коваля здесь:

Почему Екатерина Васильева ушла из МХАТа

Ольга Остроумова: В искусстве нет ничего запретного

Смотрите также публикации по темам