О главном герое повести можно говорить до бесконечности, но как только начинаешь это делать, понимаешь, что все не то. Зато вспоминаешь какую-то давнюю критическую статью, из которой не запомнилось ничего, кроме одной фразы: "братья Стругацкие смогли создать лирического героя нашей фантастики".
Удивительное дело, но с этим определением все вдруг становится на свои места. Действительно, что такое лирический герой? Это в некоторой степени отражение личности и взглядов авторов, персонаж, сосредоточенный на своих чувствах и переживаниях... Подходит к Румате, не правда ли?
И тогда понимаешь, что во многом повесть была написана лишь для того, чтобы персонаж смог выговорится. Его мысли, его монологи и диалоги и были самым главным, а все остальное — не более, чем антураж, декорация. Все ведь помнят фразу "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные", не так ли?
Проблема заключается в том, что для многих читателей несколько красивых, пусть и верных фраз — это вовсе не достаточно для художественного произведения. И еще меньше они готовы принять ситуацию, когда персонажи — пусть выдуманные, но все же люди — рассматриваются как декорации. Читатели слишком часто сталкивались с похожей ситуацией в жизни, чтобы это не вызывало отторжения в литературном произведении.
"Да Румата же сноб! — твердят они. — Посмотрите, как презрительно он относится к местным. Как он их называет? "Колония простейших"!"
И при этом забывают при каких обстоятельствах были высказаны эти мысли. А произошло это, когда Румата, как он полагал, шел почти на верную смерть. Вот как это выглядело:
"Ужасно обидно, думал Румата. Если меня сейчас убьют, эта колония простейших будет последним, что я вижу в своей жизни. Только внезапность. Меня спасет внезапность. Меня и Будаха. Улучить момент и внезапно напасть. Захватить врасплох, не дать ему раскрыть рта, не дать убить меня, мне совершенно незачем умирать."
И чуть позже, после того, как Антон/Румата заговорил:
"Риск был страшный. Дону Рэбе стоило только мигнуть… Румата физически ощутил, сколько пристальных глаз смотрят сейчас на него поверх оперения стрел, – он-то знал, зачем идут под потолком спальни ряды круглых черных отдушин."
И вот что интересно, прекрасно отдавая себе отчет, что его могут убить в любой момент, главный герой все же идет вперед и говорит то, ради чего пришел. Чтобы спасти человека. Человека, которого он даже никогда не видел. Это явно не поведение сноба. Во всем мире это называется самопожертвованием.
Да, Румата неверно оценил ситуацию и его ошибка основательно упростила врагу организацию переворота. И все же это отчаянная и бесстрашная попытка спасти человека была, и о ней не стоит забывать. А ошибки, в том числе самые трагичные, неизбежны, когда людей разделяют столетия.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки