Найти в Дзене
Лодочник

Как правильно установить мотор на лодку

Купили новенький ПЛМ. Как его устанавливать на лодку?.. Имеется ввиду — вертикальное расстояние от АКП (антикавитационной плиты) до днища лодки. И угол наклона (дифферент) вашего мотора. Ниже, в статье — всё понятно и просто. В руководстве пользователя даны общие (очень размытые) указания. Хочу дать пару советов именно тем, кто устанавливает ПЛМ на ПВХ лодку. У кого мало опыта, тем будет полезно. А опытные, может и сами что добавят... В мануале, обычно, есть такие картинки (смотри ниже) — с примерными цифрами. Обычно, что расстояние от АКП до днища лодки должно быть от 0 до 25мм. Разные производители могут рекомендовать расстояние от 30 до 50мм. Кому не хочется заморачиваться — не ломайте голову. Поставили, прикрутили, завели, поехали. Если нет прохватов и залетающих в лодку, брызг — ну и норм. Рыбачить можно и так. А тем, кто хочет найти самое оптимальное положение мотора, чтобы получить максимальную скорость, мЕньший расход топлива и комфортную управляемость лодкой — читайте даль
Оглавление

Купили новенький ПЛМ. Как его устанавливать на лодку?.. Имеется ввиду — вертикальное расстояние от АКП (антикавитационной плиты) до днища лодки. И угол наклона (дифферент) вашего мотора. Ниже, в статье — всё понятно и просто.

В руководстве пользователя даны общие (очень размытые) указания. Хочу дать пару советов именно тем, кто устанавливает ПЛМ на ПВХ лодку.

У кого мало опыта, тем будет полезно. А опытные, может и сами что добавят...

В мануале, обычно, есть такие картинки (смотри ниже) — с примерными цифрами. Обычно, что расстояние от АКП до днища лодки должно быть от 0 до 25мм. Разные производители могут рекомендовать расстояние от 30 до 50мм.

Кому не хочется заморачиваться — не ломайте голову. Поставили, прикрутили, завели, поехали. Если нет прохватов и залетающих в лодку, брызг — ну и норм. Рыбачить можно и так.

А тем, кто хочет найти самое оптимальное положение мотора, чтобы получить максимальную скорость, мЕньший расход топлива и комфортную управляемость лодкой — читайте дальше:

1. Угол наклона двигателя (дифферент) выставляем так, чтобы лодка во время глиссирования, шла как на рисунке "В" ("А" — дельфинит, "Б" — роет носом)

Более точную регулировку смотрим по "петуху", который появляется в кильватере (острая вершина треугольника волн — сходятся правая и левая косые струи).

Он (петух) должен быть не слишком высоким, но и не заглубляться. Примерно таким как на этих фото внизу...

2. На транец, сверху подкладываем пластины, вырезанные из фанеры или (лучше) из пластика. Толщиной 1-2мм.

Кладём несколько пластин, ставим сверху ПЛМ, прикручиваем — едем. Если нормально — добавляем ещё пластины.

Потом, набор этих пластин можно зафиксировать саморезом или подкладывать каждый раз, при сборке лодки, если не лень
-6

Добавляем пластины до тех пор, пока начнут появляться прохваты воздуха. Если появились — отыгрываем немного назад. Прохватов не должно быть даже на волне или крутом повороте.

Прохваты появятся сначала, во время правого поворота.

Потому что сидишь на правом баллоне (если лодка надувная). Лодки в жестком корпусе (тем более крупные) не так чувствительны к тому, где сидит капитан.

При крене — винт, приподнимаясь, хватает воздух (точнее, освобождается от сопротивления воды). Это сразу услышишь.

При повороте влево вес водителя немного компенсирует крен. Поэтому, сначала появятся прохваты в правом повороте. Так же, прохваты — потом проявятся при прохождении волны.

Как только дошли до прохватов убираем пластины на 2-3мм.

Прошлись... прохватов нет. Ни в повороте, ни на волне. Значит готово!

Лично я делаю так, чтобы прохваты появлялись при очень крутом повороте (я рыбак, не гонщик — в обычной жизни, так круто не поворачиваю). Это самое оптимальное положение высоты ПЛМ (для меня).

Повторю:
Это рекомендации для тех, кто хочет добиться самого высокого КПД своего подвесного мотора — на конкретной (именно этой) лодке!
Один и тот же ПЛМ, установленный на разные модели лодок (даже одинаковой длины) могут "идти" по-разному. Это обусловлено геометрией лодки. Особенно, геометрией её подводной "рабочей" части (что принято называть обводами).

3. После этого, можно ещё раз подрегулировать угол наклона (дифферент, или как его по народному называют "угол откидки") ПЛМ. Ориентируясь визуально, на петуха в кильватере. Замеряя скорость по навигатору. Следя за оборотами по тахометру, если он есть.

Надо иметь ввиду: Чем меньше сапог ПЛМ погружен в воду (чем выше установлен), тем меньше сопротивление воды.

Отсюда — выше скорость и меньше расход топлива.

-7

Надеюсь, статья была полезна для вас. Подписывайтесь на канал "Лодочник" в Telegram или в Дзене.

Ещё - полезные статьи: ПВХ-лодка. Что лучше - клееный шов или сварной?