Ответ я нашел на производстве лодок. Он был неожиданным...
Все хотят купить не только удобную и красивую лодку. Но и максимально "живучую". Мой личный опыт владения моторными ПВХ-шками, достаточно серьёзный.
После резиновых надувнушек — я купил свою первую моторную ПВХ-лодку с транцем, в 1998 году.
Это был Зодиак Кадет. С тех пор было много ПВХ-шек... И у меня есть своё мнение по поводу швов этих лодок.
Но я не строю лодки. Не химик и не технолог.
Для создания этой статьи - обратился с вопросами, к настоящему профессионалу. К конструктору и производителю лодок. Внимательно выслушал, записал и сделал фото (всё это вы увидите здесь).
А потом и поучаствовал в варварском раздирании лодок. По очереди: с клееным швом и сварным.
Знакомьтесь: Александр Александрович Искуснов - руководитель производства лодок, компании "Тонар".
Он уделил мне несколько часов, из своего плотного рабочего графика. Показал производство, оборудование. И пояснил вопросы сборки.
На сегодняшний день, есть два способа соединения швов ПВХ-лодки:
Склеивание и сварка
Склеивание - все мы знаем. Раскроенные детали лодки (в местах склеивания) - обрабатываются этилацетатом для процесса галогенизации. Затем, обыкновенной кисточкой, наносится клей...
15 минут обе, покрытые клеем поверхности - подсыхают. Затем вторично покрываются клеем. Снова подсыхают. После этого, их нагревают феном (для термоактивации клея) и соединяют.
Затем - прикатывают валиком. Краткосрочное давление на валике - не менее 6 кг. на кв.см. И потом - 24 часа на высыхание.
После такого склеивания, в зависимости от квалификации и старания мастера - по краю шва могут иногда выступать остатки клея.
Теперь, сварка швов!
Мне показали две "Стационарных сварочных машины, для сварки термопластичных материалов".
Первая сваривает с помощью горячего воздуха
Шов сваренный горячим воздухом отличается тем, что по краю детали - может появиться лёгкий глянец
Вторая машина - сваривает с помощью горячего клина (кстати, он полностью из серебра)
После сварки горячим клином, шов не блестит по краям, выглядит аккуратнее.
Ну и - гвоздь программы! Мы разорвали детали лодки.
Поочерёдно: склеенные и сваренные. Раздирали - старательно, на грани человеческих сил )))
Сварной шов - так и не разошелся. Он оказался прочнее самой ткани, которая от этого растяжения - разодралась на внутренний корд и внешний слой ПВХ. Сварной шов - крепче самой ткани. Куда уж надёжнее?..
Теперь будем рвать шов обычный, клеевой.
Он выполнен по классической технологии. И уже достаточно высушен.
Тот же результат! На предельном усилии - сама ткань, не выдержала и порвалась. Внешний слой ПВХ - оторвался от корда. Шов, сделанный при помощи клея - остался цел
Вывод: Для покупателя - нет абсолютно никакой разницы, сварен шов или склеен. Прочность обоих этих способов соединения швов - вполне достаточная. Конечно, если всё выполнено по технологии и с применением качественных материалов.
Миф о том, что сварной шов в 2.5 раза надёжнее - всего лишь рекламный ход. Не более того.
Разница в небольших нюансах:
1. При склейке - могут выступать частицы клея.
2. При сваривании горячим воздухом - могут слегка блестеть края шва.
3. При сваривании горячим клином - самый аккуратный и красивый шов.
4. Клееный шов становиться слабее при очень сильном нагреве.
5. Лет через 10 клей внутри шва может начать деградировать (зависит от качества клея).
А вот, для производителя - сварной шов лучше. Он более технологичен. Во-вторых, минимизирует человеческий фактор (добросовестный ли склейщик, выспался ли он сегодня и не экономит ли клей...). В третьих, значительно ускоряет процесс производства. И слегка снижает себестоимость.
При сравнении швов, есть ещё одна деталь - разница в весе. Вес лодке - добавляет клей.
На одну клееную гребную лодку (средние данные) идёт около 1.5 - 2 кг клея. На моторную от 3-ёх до 5-ти кг.
В сварных лодках (там его тоже, в некоторых местах - не избежать) клея - максимум 0.8 кг в гребных лодках. И - 2.5 кг. в моторных.
Надеюсь, что статья была полезной. Желаю всем добра и здоровья! Ссылка на канал "Лодочник" в Telegram.