В свете последних изменений в Градостроительном кодексе, для строительства объектов ИЖС и садовых домов больше не требуется получать разрешение на строительство. С августа прошлого года вводится единый уведомительный порядок, предусматривающий подачу застройщиками в местную администрацию уведомлений о планируемом и завершенном строительстве. Разберемся подробнее в деталях нового порядка.
Что по закону?
Статьей 51.1 Градостроительного кодекса установлено, что перед началом строительства объекта ИЖС или садового дома застройщик должен уведомить ОМСУ о планируемом строительстве, направив соответствующее уведомление.
Частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса закреплена обязанность застройщика подать в ОМСУ уведомление об окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в срок не позднее одного месяца.
Формы уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утверждены Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр.
При этом важно, что постановка на кадастровый учет и регистрация прав на построенный объект проводятся без участия застройщика. Обязанность по передаче документов от застройщика в Росреестр вместе с заявлением о проведении единой процедуры кадастрового учета и регистрации прав возложена на органы местного самоуправления (п. 1.1 ч.1 статьи 15 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Как это работает?
Для начала рассмотрим, какие лица задействованы в новом порядке постановки на учет и регистрации прав в отношении объектов ИЖС и садовых домов:
Общая технологическая цепочка взаимодействий между участниками этого процесса имеет следующий вид:
А теперь детально рассмотрим сам порядок, в соответствии с которым осуществляется строительство новых жилых и садовых домов.
Первое, что должен сделать застройщик, это направить уведомление о планируемом строительстве в ОМСУ. Законодательство предусматривает три способа подачи такого уведомления: путем личного обращения в ОМСУ или МФЦ, путем почтового обращения, через портал госуслуг.
В течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган обязан провести проверку предоставленных документов на соответствие установленным градостроительным нормам и направить застройщику уведомление о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
По завершении строительства (на это отводится 10 лет) собственник должен направить в местную администрацию одним из перечисленных выше способов уведомление об окончании строительства, приложив к нему технический план с описанием возведенного им на участке жилого или садового дома, подготовленный кадастровым инженером в виде электронного документа.
ОМСУ обязан в срок не позднее 7 рабочих дней с даты поступления уведомления об окончании строительства направить застройщику уведомление о соответствии/несоответствии построенного объекта нормам, а также самостоятельно передать полученные от застройщика документы и заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации права в Росреестр, при этом последнее нужно сделать в электронном виде.
Если ОМСУ не направит в Росреестр соответствующее заявление в установленный срок, то застройщик может сделать это самостоятельно. В этом случае Росреестр обязан запросить уведомление об окончании строительства и технический план по системе межведомственного информационного взаимодействия у уполномоченного ОМСУ. К сожалению, в нашей стране есть проблемы с подключением ОМСУ и ОГВ к СМЭВ, поэтому такой порядок окажется более сложным, чем простая отправка готового пакета документов в Росреестр.
Немаловажно, что с уведомлением об окончании строительства застройщик обязан подать сведения об оплате государственной пошлины за регистрацию права. При подаче заявления в электронном виде пошлина оплачивается после его отправки по УИН.
Как изменения отразятся на работе ОМСУ?
Очевидно, введение нового уведомительного порядка напрямую затронет сложившийся в ОМСУ рабочий процесс. Для оказания новых муниципальных услуг ОМСУ потребуется решить на местах ряд вопросов:
1. Как организовать работу с уведомлениями о планируемом и завершенном строительстве от застройщиков?
2. Как выполнять проверку xml-документов технических планов, предоставленных застройщиками вместе с уведомлениями об окончании строительства?
3. Как формировать и отправлять заявления на проведение единой процедуры кадастрового учета и регистрации прав в Росреестр в электронном виде?
Для подачи заявлений в электронном виде может использоваться как сайт Росреестра, так и специальные сервисы, предлагающие более удобные интерфейсы, позволяющие вести систематизированный и прозрачный обмен данными с Росреестром. В программном обеспечении "ТехноКад-Муниципалитет", являющемся ярким представителем семейства таких сервисов, есть дополнительное преимущество: электронное взаимодействие в части кадастрового учета и регистрации прав возможно во всех субъектах РФ, независимо от того, перешел ли Росреестр в этом регионе на использование новой учетно-регистрационной системы ФГИС ЕГРН или нет.
На текущий момент времени в "ТехноКад-Муниципалитет" для решения задач по рассматриваемому вопросу доступны:
- модуль по приему и обработке уведомлений, полученных от застройщиков
- сервисы проверки электронных документов, подготовленных кадастровыми инженерами
- инструменты по созданию заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав
Подробнее о существующих практиках взаимодействия ОМСУ с Росреестром посредством "ТехноКад-Муниципалитет" читайте в презентации по ссылке.
О возможностях "Технокад-Муниципалитет" смотрите здесь.
__________________
Подписывайтесь на канал Кадастр + Регистрация Online, чтобы быть в курсе новейших технологических решений в сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!