Найти тему
Классическая ГИТАРА

Артур Харатян, эксклюзивное интервью

Оглавление

Артур Харатян — московский гитарист-семиструнник и аранжировщик. В конце этой статьи вы увидите ссылки на его страницы в интернете, а ниже — текст эксклюзивного онлайн интервью с ним.

Когда вы начали играть на гитаре и почему? Что привело вас к гитаре изначально?

Загорелся гитарой где-то в 14 лет после того, как по телевизору услышал Эл Ди Меолу. Начал учиться играть на гитаре в возрасте 15 лет, притом сразу на русской семиструнной.

Какие ключевые моменты (или вехи) вашей музыкальной жизни?

Основной, ключевой момент в том, что я начал учиться у Ширялина Анатолия Владимировича, который и предложил играть на русской семиструнной гитаре, хотя я и не имел понятия, что есть семиструнная гитара, шестиструнная и ещё много разновидностей гитары. После ухода из школы Ширялина я перешел в класс Бориса Андреевича Кима, но общение с Ширялиным и обучение у него продолжал. Мы дружили, близко общались, до последних его дней. После ухода из жизни Ширялина учился у Шиманова Александра Петровича. Надо отметить, что Ширялин А. В. и Шиманов А. П. были учениками В. М. Юрьева.

Так же многое мне дало, в музыкальном и техническом плане, общение и дружба с одним из лучших гитаристов современности Юрием Нугманвым. Несколько раз был участником фонда В. Спивакова.

Самым основным проектом является создание дуэта и активная концертная деятельность с моим другом, великолепным гитаристом-виртуозом Евгением Пушкаренко.

Есть ли у вас какие-нибудь важные предстоящие проекты, задумки?

Одним из больших проектов является запись всей музыки Михаила Тимофеевича Высотского, Сергея Дмитриевича Орехова, над чем и работаю в настоящее время.

На какой гитаре или гитарах вы играете? Струны?

В данный момент играю на гитаре испанского мастера Хуана Карлоса Бускеля (Carlos Juan Busquiel), которую получил от моего друга, известного цыганского гитариста Фёдора Леонидовича Конденко.

Струны:

  • голоса — Augustine сильного натяжения;
  • басы (4, 5, 6) — La Bella 2001 medium. Седьмую струну ставлю тоже La Bella, но из комплекта для восьмиструнной гитары, струну #8, которую заказываю отдельно.

Насколько много вы занимаетесь? Вы структурируете свои занятия каким-то особым образом (упражнения, пьесы, разучивание нового)?

Занимаюсь 4 часа в день, как минимум, даже если много дел. Если день свободный, то весь день занимаюсь на гитаре. В последнее время не структурирую занятия, играю по настроению различную музыку, упражнения, разучиваю пьесы. Бывает так, что весь день играю различные упражнения; бывает, что весь день учу что-то, или же перекладываю для семиструнки какую-нибудь музыку.

Почему именно русская семиструнная гитара? В чём её преимущества как инструмента?

Так сложилось изначально, и спасибо за это Ширялину. Выступаю всегда только на русской семиструнной гитаре. На шестиструнной иногда поигрываю дома различные фламенковые упражнения и приёмы, исключительно для развития и расширения технического багажа. О преимуществах говорить сложно, слишком большая и интересная тема. Но если в двух словах, то это её невероятная мелодичность, огромное количество обработок русских и цыганских песен, романсов, её "гибкость" и свежее звучание в различных музыкальных направлениях, многообразие выбора аппликатуры, своя определённая манера игры и технические способности, обертональное звучание.

Какие советы вы можете дать тем, кто желает освоить русскую семиструнку?

Первый совет — это изучение истории семиструнной гитары, чтобы немного начать понимать её прошлое и традиции игры, понимание музыки. Изучать различные школы для семиструнки, чтобы понимать аппликатурные традиционные ходы, хотя это — одна из самых сложных вещей, и, в принципе, в школах все ответы найти невозможно.

Многое даст общение с семиструнниками, которое ускорит понимание аппликатуры, техники и так далее.

Какая ширина грифа оптимальная для семиструнного инструмента по вашему мнению? Должны ли быть на нём струны ближе друг к другу, нежели чем на классической гитаре?

Однозначного ответа не могу дать про расстояния между струнами. На моей гитаре у верхнего порожка 54 - 55 мм, а у нижнего 68 мм. Каждый должен выбирать сам параметры и гитару, исходя из собственной физиологии, привычки и музыки, которая на ней будет исполняться.

Как вы думаете, в чём причины современного упадка русской семиструнной гитары? (если не согласны, что есть упадок, оспорьте)

Вопрос очень сложный, многослойный. В настоящее время замечаю рост семиструнной гитары, может быть незначительный, но всё же он есть. Многие шестиструнные гитаристы начинают играть и на семиструнной тоже. Известный бразильский гитарист Яманду Коста приехал в Москву и снял фильм про русскую семиструнную гитару.

Я считаю, что нужно постоянно развивать технику, работать над музыкальностью, плотностью звука; то, над чем и работали всю жизнь С. Орехов, Ф. Конденко и многие другие. И самое главное — не боятся учиться, всё время познавать и узнавать что-то новое, как в музыкальном, так и в техническом плане.

Нужно "дозировать" залигованность пассажей, поскольку в то время, как левая рука играет приёмом легато 4 - 6 звуков примерно, правая рука ничего не делает. Соответственно, мало развивается техника правой руки (эту мысль мне высказал Ф. Конденко, с чем я полностью согласен)!

Нужно также "дозировать" игру через струну, то есть нужно исходить из музыки, того, что музыка требует в действительности, а не того, что позволяет собственная техника, или не позволяет. Нельзя такими приёмами перенасыщать, вместе с этим облегчать пьесу в ущерб музыке. В этом плане стоит обратить внимание на игру С. Д. Орехова, который целые вариации мог играть пассажами, не применяя ни одного легато (к примеру, последняя вариация "Ночь светла", четвёртая и шестая вариация в "Коробейниках", многие вариации в "Отраде", в романсе "Не сердись" и других). То есть, нужно находить некую середину для комбинации легато-арпеджио-пассажи. Всё должно быть читаемо, чётко и логично.

Нужно овладевать как можно большим багажом техническим, работать над качеством звука, нужно опираться на опыт великих гитаристов. Главное, что есть у великих музыкантов — это звук: сразу отличаемый, узнаваемый, поскольку, как правило, это очень индивидуально, и он "работает" и "волнует" слушателя. Нет техники — нет музыки, нет звука — нет динамики. Все великие музыканты обладают большим багажом техническим, где и музыкальность, и потрясающий звук, и динамика. Если каждый семиструнник будет так же любить и работать над этими вещами, как С. Д. Орехов это делал, то упадка семиструнной гитары не будет никакого!

Ссылки

Классическая гитара, путеводитель по каналу