Bob Drury
На некотором этапе вашего обучения вам наверное рассказывали о “теории сиропа”. Возьмите трёхмерную карту местности, над которой вы летаете, окуните её в сироп и переверните вершинами и возвышенностями вниз. Сироп будет стекать с тех же самых мест, где восходящие потоки будут отрываться от земли. Это довольно точный, хоть и “грязный” способ понимания движения восходящих потоков, потому что термики, как и сироп, довольно липкие.
Не смотря на присущую термикам плавучесть, они всё же неохотно отрываются от земной поверхности. Вместо этого они предпочитают скользить по или вокруг ландшафта до тех пор, пока не будут спровоцированы чем-то или не закончится поверхность, за которую они держались. В горах движение термиков довольно легко понять, поскольку долинные ветра и анабатическая циркуляция стремятся двигать термики вперёд, заставляя их подниматься вверх по местности.
Летая низко, ищите любой большой крутой склон, обращённый к ветру, дующему из долины. Не переживайте о источнике потоков - в горах это не настолько важно, по сравнению с полётами на равнинах. Если в склон дует ветер, а над вами есть облако - у вас почти наверняка всё в порядке.
А если этот склон ещё и освещён солнцем, - шансов найти в этом месте хороший подъём гораздо больше. Склон не только будет направлять поток вверх, он, вероятно, сам будет создавать термики. Это позволяет протолкнуть ещё больше воздуха к вашему склону, что ещё более увеличивает ваши шансы.
В хороший термический день с нормальной конвекцией вы часто можете парить в динамическом подъёме от долинного ветра до тех пор, пока рядом не появится восходящий поток - даже если вам “посчастливилось” в это время летать низко. Появившись, поток столкнётся со склоном и начнёт подниматься, - так что прыгайте в него и начинайте крутить парящую спираль.
На низкой высоте овраги, чей склон обращён к ветру - хорошие места для поиска подъёма. Они выступают местом объединения ветра и термика, которые направляются в него. Будучи затащенным в овраг и карабкаясь вверх по его склону, термик будет стараться найти самый прямой и вертикальный маршрут к облакам из возможных, удерживающий его в соприкосновении с местностью. То есть если овраг очень крутой, то поток скоро вылезет позади оврага и попытается найти более прямой путь в небо.
Часто поток будет подниматься вдоль боковой стены оврага, пока не найдёт направляющего гребня. Гребни предлагают восходящим потокам более простой путь в небо: однажды пройдя его, потоки часто не имеют других возможных путей подняться. Термик просто прилипнет к особенности поверхности до тех пор, пока не достигнет пика или эта поверхность резко не уменьшит свой угол наклона, заставив поток оторваться от склона.
Но летая с боковым ветром, будь то долинный ветер или метео ветер, то траектория движения термика вполне может стать под углом к склону пока не достигнет точки отрыва. Это места, где местность поворачивает, отпуская поток. Любое внезапное изменение угла наклона рельефа на пути восходящего потока - это потенциальная точка отрыва для этого потока.
Прокладывая свой маршрут, вы должны очень внимательно изучать рельеф в поисках точек схода термиков. Их трудно обнаружить, иногда для не тренированного глаза наилучшая точка отрыва может показаться наихудшим местом на земле, куда приходилось летать, так как довольно часто над подобными местами невозможно кружить в динамике.
Набрав достаточную высоту над горным рельефом, вы должны стараться лететь над местами отрыва потоков. Поскольку часто горы - это довольно сложные структуры, то вполне может быть несколько очевидных мест схода потоков, проверьте каждое из этих мест. Одни, чьи склоны обращены прямо к солнцу и обдуваются долинным ветром будут хороши, другие - вершина, к которой сходятся два-три гребня и оврага, обдуваемых долинными ветрами, будут еще лучше.
Чем больше путей подвода воздуха приходит к точке отрыва, - тем лучше она работает. Облака подтвердят это, показав какие точки в горах работают лучше других. Наилучший поток создаст наилучшее облако, вы сможете издалека определить эти лучше всего работающие места в горах.
Поскольку ветер любит собираться в оврагах, тогда как восходящие потоки предпочитают бежать вверх по гребням, то пилот, летящий над подобными местами, получает лучшие шансы поймать свой настоящий "лунный лучик". Однако надо понимать, что также есть риск совсем ничего не найти в этом же месте.
Пилот, летящий к концу крутого оврага почти наверняка сможет парить и удерживать высоту, но гораздо менее вероятно, что он найдет место, которое выстрелит его прямо под базу. Выбор за вами, но учитывая любую высоту, обычно всегда лучше идти по гребню, оставив овраг на тот случай, когда у вас совсем нет запаса высоты и необходим динамик, чтобы переждать.
На низкой высоте овраги, чей склон обращён к ветру - хорошие места для поиска подъёма.
Ещё одна интересная заметка к вашей растущей картине - восходящий поток не способен спуститься вниз под гору. Любая седловина, даже самая незначительная будет являться триггером для восходящего потока. Иногда самая расплывчатая седловина может прервать образование фантастического подъема, если приличный долинный ветер дунет над ней, в частности, если долинный ветер подует над местностью, создающей термики, - например город. Это еще одна полезная заметка при полётах на равнине.
В заключении, определив наилучший путь движения потока, посвятите себя целиком ему, поверьте в него. Если вы в наилучшей точке для поиска хороших термиков, - нет смысла паниковать и лететь в более худшее место. Просто сядьте плотнее и молитесь, чтобы термический цикл, названный в честь вас, пришёл к вам и унёс вас в небо. Перелетайте на новое место лишь в том случае, если вы определённо можете его достичь с достаточным запасом высоты, чтобы начать обрабатывать поток у земли. Или же если вы увидели явные признаки хорошего потока, как например другие парпланы, наибираеющие в нём высоту.
Необходимо запомнить
- Теория сиропа - хорошая отправная точка, чтобы продумать места, где термики будут отрываться от земли.
- Термики предпочитают скользить по земле пока не встретят триггер или не оторвутся от поверхности земли.
- Ветер любит собираться в оврагах, а потоки предпочитают бежать вверх по гребню.
- Ищите точки отрыва - любые изменения угла наклона земной поверхности.
- Ищите триггеры на подветренных сторонах - тёплый воздух легко оторвётся в этом месте и будет подниматься наверх.
- Верьте в своё решение - марш туда, прямо сейчас!
- Делайте переход лишь когда нашли место действительно лучше вашего.
Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.