Найти в Дзене
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о разрыве Эгона Шиле с любовницей

Эгон Шиле, "Смерть и девушка", 1915, холст, масло, 150х180. Галерея Бельведер, Вена.
Эгон Шиле, "Смерть и девушка", 1915, холст, масло, 150х180. Галерея Бельведер, Вена.

Одна из самых известных работ Эгона Шиле носит название "Смерть и Дева", 1915. В отличие от предыдущих работ, отражающих концепцию смерти, эта картина очень личная для художника. На ней изображены мужчина и женщина, стоящие на коленях на белой измятой простыне. Женщина, одетая в роскошное нижнее белье розовых оттенков, отчаянно цепляется за мужчину, обхватив его руками и с силой сцепляя руки за спиной, будто неведомая сила отталкивает их в разные стороны. Кажется, будто это их последние объятия. Мужчина облачён в тёмную одежду священника. Он целует свою возлюбленную в голову, но не смотрит на неё, так же как и она в свою очередь не смотрит на него. Один глаз мужчины, который мы можем видеть, так как он изображен в профиль, широко открыт. На его лице проявляется шокированное выражение, смесь неверия и осознания неизбежного разрыва.

Эгон Шиле, "Смерть и девушка", деталь, 1915, холст, масло, 150х180. Галерея Бельведер, Вена
Эгон Шиле, "Смерть и девушка", деталь, 1915, холст, масло, 150х180. Галерея Бельведер, Вена

Можно угадать Шиле в образе человека, который представляет смерть, и Валли в виде девушки. Эта работа - дань его расставания с первой любовью и первой музой, с его любовницей Валли Нойциль. Долгий путь их отношений был прерван циничным решением Шиле жениться на более выгодной партии в лице Эдит Хармс, планируя оставить Валли на правах любовницы. Однако девушка расстается с художником, не соглашаясь на роль любовницы женатого мужчины. Таким образом, мы видим, что, несмотря на использование мотива эротических отношений смерти и молодой обнаженной девушки, популярного в эпоху ренессанса, эта картина не столько о сексуальном, в отличие от большинства картин Шиле, сколько о личной трагедии.

Надо добавить, что изначально работа носила название "Мужчина и девушка", однако, после смерти Валли Нойциль 27 декабря 1917 года, Эгон Шилле меняет название на ныне известное.

Оскар Кокошка, "Невеста ветра", 1914, холст, масло, 220х181. Базельский художественный музей, Базель
Оскар Кокошка, "Невеста ветра", 1914, холст, масло, 220х181. Базельский художественный музей, Базель

Некоторые сравнивают эту бурлящую эмоциями картину с не менее мощной работой другого известного венского экспрессиониста, написанной годом ранее - "Невеста ветра" 1914, Оскара Кокошки. Он изобразил свою возлюбленную Альму Малер и себя в виде умиротворенно отдыхающей пары в разгар шторма. Тем не менее, если картина Кокошки воспевает жизнь и любовь, то "Смерть и Дева" Шиле глубоко безнадёжна.

Густав Климт, "Поцелуй", 1908, холст, масло, 180х180. Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт, "Поцелуй", 1908, холст, масло, 180х180. Галерея Бельведер, Вена.

Другие критики ссылаются на всеми известный "Поцелуй" 1907-08, Густава Климта, наставника (покровителя) Шиле, так как на обеих работах изображены пара влюбленных, стоящих на коленях и их поцелуй. "Поцелуй" Климта - культовая картина нежных отношений между мужчиной и женщиной, отчасти известная своей невероятной эстетичностью, приятной глазу.

Эгон Шиле, "Смерть и девушка", 1915, холст, масло, 150х180. Галерея Бельведер, Вена.
Эгон Шиле, "Смерть и девушка", 1915, холст, масло, 150х180. Галерея Бельведер, Вена.

Любовники Шиле, напротив, намеренно некрасивы - их руки и ноги преувеличены, линии и силуэты чётче, цвета агрессивнее. Всё это подчёркивает мощные эмоции и переживания автора. Серая кожа человека похожа на труп, его взгляд полон ужаса, потому что понимает, что конец близок, а конец, расставания никогда не бывают красивыми.

При более широком прочтении можно считать "Смерть и Деву" аллегорией смерти Европы. Действительно, Шиле написал эту работу, находясь на службе, в разгар Первой мировой войны, после разрыва отношений с Валли. Пейзаж картины разрывается на части, что больше всего напоминает поле битвы. Тем не менее, эта работа остаётся в большей мере переживанием личной трагедии, вписанным в определённый временной промежуток, чем отображением универсальной проблемы. Эта работа символизирует конец, смерть любовного романа.