Одна из самых известных работ Эгона Шиле носит название "Смерть и Дева", 1915. В отличие от предыдущих работ, отражающих концепцию смерти, эта картина очень личная для художника. На ней изображены мужчина и женщина, стоящие на коленях на белой измятой простыне. Женщина, одетая в роскошное нижнее белье розовых оттенков, отчаянно цепляется за мужчину, обхватив его руками и с силой сцепляя руки за спиной, будто неведомая сила отталкивает их в разные стороны. Кажется, будто это их последние объятия. Мужчина облачён в тёмную одежду священника. Он целует свою возлюбленную в голову, но не смотрит на неё, так же как и она в свою очередь не смотрит на него. Один глаз мужчины, который мы можем видеть, так как он изображен в профиль, широко открыт. На его лице проявляется шокированное выражение, смесь неверия и осознания неизбежного разрыва.
Можно угадать Шиле в образе человека, который представляет смерть, и Валли в виде девушки. Эта работа - дань его расставания с первой любовью и первой музой, с его любовницей Валли Нойциль. Долгий путь их отношений был прерван циничным решением Шиле жениться на более выгодной партии в лице Эдит Хармс, планируя оставить Валли на правах любовницы. Однако девушка расстается с художником, не соглашаясь на роль любовницы женатого мужчины. Таким образом, мы видим, что, несмотря на использование мотива эротических отношений смерти и молодой обнаженной девушки, популярного в эпоху ренессанса, эта картина не столько о сексуальном, в отличие от большинства картин Шиле, сколько о личной трагедии.
Надо добавить, что изначально работа носила название "Мужчина и девушка", однако, после смерти Валли Нойциль 27 декабря 1917 года, Эгон Шилле меняет название на ныне известное.
Некоторые сравнивают эту бурлящую эмоциями картину с не менее мощной работой другого известного венского экспрессиониста, написанной годом ранее - "Невеста ветра" 1914, Оскара Кокошки. Он изобразил свою возлюбленную Альму Малер и себя в виде умиротворенно отдыхающей пары в разгар шторма. Тем не менее, если картина Кокошки воспевает жизнь и любовь, то "Смерть и Дева" Шиле глубоко безнадёжна.
Другие критики ссылаются на всеми известный "Поцелуй" 1907-08, Густава Климта, наставника (покровителя) Шиле, так как на обеих работах изображены пара влюбленных, стоящих на коленях и их поцелуй. "Поцелуй" Климта - культовая картина нежных отношений между мужчиной и женщиной, отчасти известная своей невероятной эстетичностью, приятной глазу.
Любовники Шиле, напротив, намеренно некрасивы - их руки и ноги преувеличены, линии и силуэты чётче, цвета агрессивнее. Всё это подчёркивает мощные эмоции и переживания автора. Серая кожа человека похожа на труп, его взгляд полон ужаса, потому что понимает, что конец близок, а конец, расставания никогда не бывают красивыми.
При более широком прочтении можно считать "Смерть и Деву" аллегорией смерти Европы. Действительно, Шиле написал эту работу, находясь на службе, в разгар Первой мировой войны, после разрыва отношений с Валли. Пейзаж картины разрывается на части, что больше всего напоминает поле битвы. Тем не менее, эта работа остаётся в большей мере переживанием личной трагедии, вписанным в определённый временной промежуток, чем отображением универсальной проблемы. Эта работа символизирует конец, смерть любовного романа.