Найти тему
Музыка и Жизнь

Ещё Pink Floyd - More

Пятьдесят лет назад, в 1969 году, вышел альбом группы Pink Floyd, известный под названием More, который считается саундтреком к фильму More. На самом деле фильм подзабылся, а альбом в итоге стал более известен, чем фильм, поэтому уже и не скажешь, что первично, а что вторично

Поскольку фильм я не смотрел, а только читал о нём, то логичнее будет если и упоминать фильм, то только через призму музыки. Альбом More мне всегда казался неполноценным - отчасти это, наверное, и объясняется тем, что это саундтрек. Альбом всегда казался мне каким-то переходным - так оно и есть, если изучить историю вопроса. На этом альбоме совсем не было Сида Барретта ни в каком виде - впервые с момента создания группы. На этом альбоме ни разу не звучит сольно вокал Уотерса - и это не знаю с чем связано, возможно желание самого Роджера было таким.

Лицевая сторона конверта альбома Soundtrack from the film More (1969)
Лицевая сторона конверта альбома Soundtrack from the film More (1969)

На самом деле ситуация была такова, что группа была известна на тот момент довольно узкому кругу поклонников, однако в авторском кинематографе она была нарасхват. К этому времени уже была сочинена полноценная звуковая дорожка для Забриски Пойнт Антониони (я писал об этом статью по ссылке), хотя сам фильм вышел только через год и мастер пренебрёг большей часть музыкального материала по своей прихоти. Кинематографисты немного запаздывали с психоделическими опытами - само явление большей частью в музыке уже просвистело. Вот и More, судя по анонсу в интернете, фильм такой же безыдейный, как и творение Антниони, причём и сюжет в целом схож, хотя и менее политизирован.

Афиша фильма More (1969)
Афиша фильма More (1969)

Пинк Флойд к этому времени записали два студийных альбома, саундтрек к Забриски и кучу синглов, один из которых Careful with that Axe, Eugene появлялся потом ещё раз пять в разных ипостасях. Сборник синглов под названием Relics вышел несколько позже, в официальную дискографию не входит, но выглядит, на мой взгляд, поинтереснее всех трёх студийных альбомов группы.

Прежде чем упомянуть режиссёра фильма, надо бы сделать музыкальную паузу с заглавной песней саундтрека Cirrus Minor (Перистые Облака) и понять что собственно за атмосфера творится на экране

Вот такого рода балладных вещей на альбоме много, наверное они как-то связаны с лёгкой фабулой фильма. Режиссёром выступил француз с немецким именем Барбе Шрёдер, это был его дебют и я видел только один его фильм - зато какой! Это фильм 1987 года Barfly с Мики Рурком (в русском переводе - Пьянь) - фильм хорош, но там продюсером был Фрэнсис Форд Коппола, и его участие несёт отчётливый отпечаток.

Впрочем на альбоме, помимо баллад, есть серьёзные хард-роковые номера для Пинк Флойда неожиданные. Помнится, когда я на том же Relics впервые услышал The Nile Song с этого альбома, то не поверил поначалу, что это Пинк Флойд. Некоторые критики видят в этой композиции предтечу хэви-метал-рока, но это их право

Помимо баллад и хардешника на альбоме были и инструментальные композиции, одна из них - Main Theme выходила синглом. Никакой главной темой фильма она не является и у меня вызывает ассоциации исключительно с инструментальной электронной музыкой, которая появилась только лет через десять в континентальной Европе, и которую я всегда считал очень лёгким жанром типа нашего прибалтийского Зодиака или французского Space. Интересное такое получилось у группы опережение во времени

Надо сказать, что протяжённых номеров на альбоме нет вообще - и это тоже совсем не похоже на Пинк Флойд любого периода - здесь это опять же обусловлено скорее всего сюжетом и сменой картинки. Есть совсем коротенькие номера по одной минуте с небольшим, есть композиции, которые в фильме появляются фрагментарно. Впрочем одна из композиций, причём самая продолжительная на альбоме Cymbaline - звучит целиком. Интересно, что она вошла в концертный репертуар группы довольно надолго, вплоть до 1973 года, хотя в этот период группа уже два года как обкатывала материал для The Dark Side of the Moon. Пинк Флойд ведь и интересен такой уникальной практикой - они именно на концертах экспериментировали с материалом и доводили его до ума, чтобы потом вернуться к нему в студии. Некоторые из номеров ждали своей очереди по пять лет, звуча постоянно со сцены, но не появляясь на альбомах. Так вот Cymbaline на мой взгляд вообще ничем не примечательная песня - тем не менее раз группа три четыре года играла её на концертах в разных вариантах, один из них и представлю

Часть сюжета фильма происходит в Париже, часть на Ибице. Этим объясняется наличие A Spanish Piece - коротенького гитарного номера. Это первая композиция, написанная исключительно Гилмором в составе группы, им же исполненная сольно включая речитатив с испанским акцентом на фоне гитарного перебора

Вот из таких совершенно разнородных номеров этот альбом и состоит. Альбомной концепции нет никакой - это действительно саундтрек, написанный под отдельные эпизоды. Группа, вероятно предупреждая критику, альбом назвала не More (как он всем известен, это просто сокраение), а Music from the Film More - то есть чётко определили принадлежность и примат фильма над музыкой.

Обратная сторона конверта
Обратная сторона конверта

Под конец статьи я задумался какую из двух композиций с альбома поставить заключительной. Выбор был из двух - Ibiza Bar - ещё один (one more:)) образец хард-рока из фильма или More Blues - блюзовая интерпретация от Pink Floyd. Выбрал в пользу последней. Ведь у группы совсем мало блюзов - и питала другая гармония - и взгляд со стороны такой группы, как Пинк Флойд на блюз - это всегда интересно и необычно.

Да, забыл сказать, что альбом этот поднялся до девятого (!) места в хит-параде Британии, что для 1969 года является грандиозным успехом, учитывая дикую конкуренцию. Значит что-то в нём есть...