Пятьдесят лет назад, в 1969 году, вышел альбом группы Pink Floyd, известный под названием More, который считается саундтреком к фильму More. На самом деле фильм подзабылся, а альбом в итоге стал более известен, чем фильм, поэтому уже и не скажешь, что первично, а что вторично
Поскольку фильм я не смотрел, а только читал о нём, то логичнее будет если и упоминать фильм, то только через призму музыки. Альбом More мне всегда казался неполноценным - отчасти это, наверное, и объясняется тем, что это саундтрек. Альбом всегда казался мне каким-то переходным - так оно и есть, если изучить историю вопроса. На этом альбоме совсем не было Сида Барретта ни в каком виде - впервые с момента создания группы. На этом альбоме ни разу не звучит сольно вокал Уотерса - и это не знаю с чем связано, возможно желание самого Роджера было таким.
На самом деле ситуация была такова, что группа была известна на тот момент довольно узкому кругу поклонников, однако в авторском кинематографе она была нарасхват. К этому времени уже была сочинена полноценная звуковая дорожка для Забриски Пойнт Антониони (я писал об этом статью по ссылке), хотя сам фильм вышел только через год и мастер пренебрёг большей часть музыкального материала по своей прихоти. Кинематографисты немного запаздывали с психоделическими опытами - само явление большей частью в музыке уже просвистело. Вот и More, судя по анонсу в интернете, фильм такой же безыдейный, как и творение Антниони, причём и сюжет в целом схож, хотя и менее политизирован.
Пинк Флойд к этому времени записали два студийных альбома, саундтрек к Забриски и кучу синглов, один из которых Careful with that Axe, Eugene появлялся потом ещё раз пять в разных ипостасях. Сборник синглов под названием Relics вышел несколько позже, в официальную дискографию не входит, но выглядит, на мой взгляд, поинтереснее всех трёх студийных альбомов группы.
Прежде чем упомянуть режиссёра фильма, надо бы сделать музыкальную паузу с заглавной песней саундтрека Cirrus Minor (Перистые Облака) и понять что собственно за атмосфера творится на экране
Вот такого рода балладных вещей на альбоме много, наверное они как-то связаны с лёгкой фабулой фильма. Режиссёром выступил француз с немецким именем Барбе Шрёдер, это был его дебют и я видел только один его фильм - зато какой! Это фильм 1987 года Barfly с Мики Рурком (в русском переводе - Пьянь) - фильм хорош, но там продюсером был Фрэнсис Форд Коппола, и его участие несёт отчётливый отпечаток.
Впрочем на альбоме, помимо баллад, есть серьёзные хард-роковые номера для Пинк Флойда неожиданные. Помнится, когда я на том же Relics впервые услышал The Nile Song с этого альбома, то не поверил поначалу, что это Пинк Флойд. Некоторые критики видят в этой композиции предтечу хэви-метал-рока, но это их право
Помимо баллад и хардешника на альбоме были и инструментальные композиции, одна из них - Main Theme выходила синглом. Никакой главной темой фильма она не является и у меня вызывает ассоциации исключительно с инструментальной электронной музыкой, которая появилась только лет через десять в континентальной Европе, и которую я всегда считал очень лёгким жанром типа нашего прибалтийского Зодиака или французского Space. Интересное такое получилось у группы опережение во времени
Надо сказать, что протяжённых номеров на альбоме нет вообще - и это тоже совсем не похоже на Пинк Флойд любого периода - здесь это опять же обусловлено скорее всего сюжетом и сменой картинки. Есть совсем коротенькие номера по одной минуте с небольшим, есть композиции, которые в фильме появляются фрагментарно. Впрочем одна из композиций, причём самая продолжительная на альбоме Cymbaline - звучит целиком. Интересно, что она вошла в концертный репертуар группы довольно надолго, вплоть до 1973 года, хотя в этот период группа уже два года как обкатывала материал для The Dark Side of the Moon. Пинк Флойд ведь и интересен такой уникальной практикой - они именно на концертах экспериментировали с материалом и доводили его до ума, чтобы потом вернуться к нему в студии. Некоторые из номеров ждали своей очереди по пять лет, звуча постоянно со сцены, но не появляясь на альбомах. Так вот Cymbaline на мой взгляд вообще ничем не примечательная песня - тем не менее раз группа три четыре года играла её на концертах в разных вариантах, один из них и представлю
Часть сюжета фильма происходит в Париже, часть на Ибице. Этим объясняется наличие A Spanish Piece - коротенького гитарного номера. Это первая композиция, написанная исключительно Гилмором в составе группы, им же исполненная сольно включая речитатив с испанским акцентом на фоне гитарного перебора
Вот из таких совершенно разнородных номеров этот альбом и состоит. Альбомной концепции нет никакой - это действительно саундтрек, написанный под отдельные эпизоды. Группа, вероятно предупреждая критику, альбом назвала не More (как он всем известен, это просто сокраение), а Music from the Film More - то есть чётко определили принадлежность и примат фильма над музыкой.
Под конец статьи я задумался какую из двух композиций с альбома поставить заключительной. Выбор был из двух - Ibiza Bar - ещё один (one more:)) образец хард-рока из фильма или More Blues - блюзовая интерпретация от Pink Floyd. Выбрал в пользу последней. Ведь у группы совсем мало блюзов - и питала другая гармония - и взгляд со стороны такой группы, как Пинк Флойд на блюз - это всегда интересно и необычно.
Да, забыл сказать, что альбом этот поднялся до девятого (!) места в хит-параде Британии, что для 1969 года является грандиозным успехом, учитывая дикую конкуренцию. Значит что-то в нём есть...