Серия метро по особенному близка нашему сердцу. Книжную серию написал Дмитрий Глуховский, а игровую - создали ребята из 4A Games, ушедшие из студии, работавшей когда-то над Stalker. Русскоязычное комьюнити по особенному относится к таким проектам, так как на постсоветском пространстве мало кто работает над большими сюжетно-ориентированными играми. В заключительной части серии Metro студия получила возможность создать игру с хорошим бюджетом для СНГ проекта, достойной рекламной кампанией и с поддержкой различных технологий от именитых брендов, потому амбиции студии нам были понятны - конкуренция с дорогими западными блокбастерами. Получилось ли? В одних направлениях игра хорошо прибавила, но в остальных осталась на том же месте, совершая те же ошибки, что и в прошлых частях.
Постапокалипсис в России, который загнал людей в метро, к третьей части трилогии себя исчерпал и серия пошла немного в другом направлении. Главный герой - Артём, до сих пор пытается поймать тот самый радиосигнал, который слышал однажды, забравшись на Останкинскую телебашню. Ежедневно он вылезает из своего укромного места в метро, рискуя своей жизнью и ради чего? Ведь у него на носу переезд в новую квартиру в центре “Полиса”. Что еще нужно для счастья? Но нет, жизнь меняется, когда Артем узнает про глушилку опутывающую целую Москву для подавления сигналов. Герой решает покинуть свой родной дом и начинает искать жизнь за пределами мегаполиса. На поезде названном “Аврора”, экипаж начинает поиски правительства, новой жизни и ответов на свои вопросы. Вместо тоннелей московской подземки игра раскинулась на несколько больших локаций, расположенных по всей нашей необъятной Родине. Мы сможем побывать на Волге, на Прикаспийских берегах, таежных лесах и даже спустимся снова в метро, но уже в другом городе.
Мы наблюдаем остатки цивилизации, которая устремлялась к покорению новых высот, но все это привело к катастрофе и люди вынуждены приспосабливаться к современной жизни после третьей мировой войны. У людей открываются различные пороки, когда они сталкиваются с безнаказанностью и полной анархией. Metrо Exodus местами хорошо показывает сатиру на современную общественно-политическую повестку в нашей стране. Тут у нас и деды в ватниках, и рабы гастарбайтеры и людоеды. На протяжении всей истории, члены экипажа Авроры выслеживают американских оккупантов, ведь командиру нужно найти оправдание для своей лжи, которая подавляла желание выбраться на поверхность.
Путешественников на паровозе по разному вынуждают делать остановки, которые являются локациями самой игры. Сам поезд в это время служит нашей базой, где мы получаем задание командира экипажа Мельника и отправляемся вместе с напарником исследовать область, знакомимся с местными жителями, а также подбираем на борт добровольцев, получаем возможность проехать и сматываемся из локации. Между путешествиями от одной локации к другой мы общаемся с экипажем Авроры, который состоит из различных колоритных персонажей. Можно потрепаться с машинистом или механиком, покурить сигарету с братом по оружию или послушать музыку по радио. Тут отмечают свадьбу, играют русский рок на гитаре в купе и выпивают за новую жизнь, которая обязательно наступит очень скоро. Поезд обставлен по-домашнему, ощущается уютная атмосфера. Может быть это и есть их новый дом? Механизм путешествия каждый раз повторяется снова и снова. Но это не дает вам заскучать, так как мы каждый раз исследуем постапокалиптический мир, со знакомыми оттенками каждому русскоязычному игроку. Нужно понимать, что локации не до конца можно назвать открытыми, все равно мы ходим по “коридорам” и какого-либо вариативного прохождения нет.
Дизайн уровней оставляет смешанные впечатления. Очень приятно выделяется летний лагерь, который отлично сбалансирован - тут и мигающие лампы, которые подсказывают направление движения и канатные тросы, которые дают возможность динамично продолжить исследование локации вместо рутинного спуска вниз по лестницам. Но иногда не понятно куда дизайнеры хотят направить игрока, особенно если проходить какой-либо уровень в темном подземном тоннеле. Конечно, с этими трудностями может помочь встроенный в наруч компас, показывающий направление цели достижения, но не всегда все очевидно. Metro Exodusвначале не подсказывает, что мы можем проходить ее, не убивая каждое живое существо. Если вам близко стелс прохождение, то игра вас за это отблагодарит - система кармы, влияющая на получение концовки, перекочевала из прошлых частей.
Стрельба ощущается приятнее, чем в прошлых играх серии. При смене вооружения можно выделить особенности каждой винтовки, но стратегия поведения с оружием приходит не сразу, необходимо прочувствовать стрельбу и отдачу на протяжении солидного времени. Враги в Metro Exodus ведут себя не всегда корректно - можно наблюдать толпу зверолюдей, которые устрашающе бегут на игрока, но внезапно они могут развернутся и стоять, не замечая игрока. В это время их можно спокойно и без усилий изрешетить из своего АК-47. Крафт в игре схож с таковым из The Last of Us. У игрока есть походный рюкзак, с помощью которого можно создать аптечки и новый фильтр для противогаза, а также повесить новый обвес на вашу винтовку. Есть верстак, на котором можно делать различного вида патроны и чистить свое оружие, которое начинает давать осечки при частом использовании.
Звук - это еще одна составляющая для погружения в игровую вселенную и в Metro Exodus он реализован плохо. Шаги главного героя ощущаются очень громко и неестественно, так как используются старые библиотеки звуков из прошлых частей. Движения губ не синхронизированы со звуком и смотрится это, как два разных несвязанных друг с другом элемента повествования.
Арт-дизайн выполнен на отлично, Metro Exodus старается всячески вытянуть нотки ностальгии по советской эстетике из всего, что видит игрок в кадре на протяжении всей игры, и у игры это получается без особых проблем. Единственное, что может нарушить атмосферу игры — не дотягивающие до AAA-проекта игровые анимации. Персонажи разговаривают карикатурно, размахивая руками и хмурят брови, выглядит это все не всегда естественно и забавно. Но стоит отметить, что срежиссированные части игры, которые смотрятся очень живо и динамично, перекрывают эти незначительные недостатки и это один из достойных плюсов в игре. Дополнительно стоит обратить внимание на поставленный свет — пробивающиеся лучи в закрытых помещениях, общий свет на открытых локациях, даже свет от фонарика — все это шикарно передает атмосферу в Metro Exodus.
Помимо вышеперечисленных плюсов надо сказать и о музыкальной составляющей, достойной уважения. Наравне с песнями Виктора Цоя, играет группа Аукцыон, знаменитая в том числе песней “Дорога” из культового фильма Брат 2, видно что на видение саундтреков влияет возраст разработчиков и самого автора серии Глуховского.
***
Не стоит ждать от этой игры открытого мира, выбора ответов в диалогах и прочих прелестей RPG составляющей. Это все еще серия Метро, и игра до сих пор не растеряласвоего полюбившегося многими шарма. При всех своих недостатках, Metro exodus отлично справляется с повествованием и в полной мере погружает игрока в мир апокалипсиса, в который хочется возвращаться снова и снова, пока на экране не появятся титры.