«MURMAN-SEILBAHN» - самая длинная канатная дорога в мире, когда-либо строившаяся для военных целей. Сооружена войсками противника в 1941-1942 г.г. для снабжения своего фронта на Мурманском направлении по приказу командира 6-й горнострелковой дивизии генерал-майора Фердинанда Шёрнера.
Принадлежала к типу так называемых войсковых переносных полевых подвесных канатных дорог грузоподъёмностью от 150 до 250 кг системы фирмы «BLEICHERT» (Feldseilbahn Type 150 / 250), в конструкции которых применён единый тягово-несущий трос с замкнутым круговым движением и приводом от двигателей внутреннего сгорания.
Построена специализированным подразделением (Seilbahnkommando 601) при помощи войсковых сапёров с использованием труда советских военнопленных путём соединением отдельных комплектов канатной дороги в единую фронтовую всепогодную магистраль снабжения.
Строительство велось по встречным направлениям – от Петсамо (Печенги) и от бывшей Колонии Большая Лица. Первый участок в устье реки Западная Лица начал действовать в начале 1942 г. (зимой).
Строительство закончено осенью 1942 г.Состояла из отдельных секций, объединённых станциями различного назначения (натяжных, приводных, комбинированных). Каждая такая станция, независимо от назначения, выполняла роль погрузочно-разгрузочной площадки.
Отдельная секция канатной дороги могла работать независимо от других. Вагонетки двух видов – деревянная площадка (1,0 х 0,8 м) и металлический короб-ковш, укреплённые на фигурном металлическом подвесе. Внутри станций вагонетки автоматически отсоединялись от троса и перекатывались вручную по подвесному монорельсу.
Повреждена войсками противника при его отступлении в ходе Петсамо-Киркенесской операции в октябре 1944 г.(ОСТАТКИ ДОРОГИ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ И ПО СЕЙ ДЕНЬ НА ТИТОВКЕ И ЗАПАДНОЙ ЛИЦЕ)
Источник