– А куда же ты идешь?
– Не знаю.
– Тогда нам по пути. Я тоже не знаю, куда еду.
Помню, как в детстве наткнулась на отрывок из этого фильма – телевизионщики пустили «Сказку…» в то же самое время, в какое обычно транслировали передачи для детей. И попала я аккурат на тот момент, когда некий персонаж бьется со злой сущностью, изображенной в виде страшной безумной женщины (как потом выяснилось, это была персонифицированная чума).
Герой пытается сжечь Чуму факелом, а та – дотронуться до борца и заразить. Такое вот смертельное противостояние. Наконец герою удается достать ее огнем и, на первый взгляд, он одерживает победу, но … спустя каких-то пару минут персонаж бессильно оседает на землю, дрожа от лихорадки, и умирает. Затем приходят люди в масках – этакая местная зондеркоманда – обливают его тело чем-то горючим и поджигают, подкидывая в костер сухие ветки, листья и прочий мусор. А когда костер прогорает, цинично затаптывают угольки ногами.
Сказать, что я была в шоке от этих кадров – значит ничего не сказать. Воспоминание отложилось на долгие годы. И вот много лет спустя захотелось узнать, что же это был за фильм такой, – благо, интернет под рукой. Оказалось, «Сказка странствий» Александра Митты (который, на минуточку, режиссер двух версий фильма-катастрофы «Экипаж» и сериала «Граница. Таежный роман»!), 1983 года выпуска.
«Сказочка» получилась мрачной, совсем с недетскими проблемами, и Средневековье здесь тоже темное и неуютное – с нищетой, грязными тесными улочками, болезнями, невежеством, мракобесием и инквизицией – и при всем в этом в условном Средневековье есть… Дед Мороз (что несколько странно). Под видом оного приходит злодей и похищает маленького братишку Марты (Татьяна Аксюта) – Мая, обладающего волшебным даром чувствовать спрятанное золото.
И здесь начинается эта необыкновенная история поиска, преодоления, любви, дружбы и самого настоящего чуда.
Марта встречает на своем пути Орландо – изобретателя, лекаря и поэта. Его играет Андрей Миронов, и, Бог ты мой, каким же душевным получился этот персонаж! Необычайно добрый и светлый человечек с печальными глазами, настоящий благородный рыцарь, берущий потерявшуюся девушку под свою защиту.
Определенно, в Орландо есть что-то от гения Леонардо да Винчи – стоит только взглянуть на сконструированный им летательный аппарат с голубыми крыльями, который помогает героям подняться над всеми непреодолимыми преградами и дурными людьми.
А вот главная героиня – Марта – далеко не всегда вызывает симпатию. С одной стороны, она готова пройти до конца, чтобы вызволить своего брата. Но с другой, что называется, совершает свой подвиг чужими руками – за счет мягкого и доброго Орландо, который, позабыв о спокойной жизни и научных изысканиях, идет вместе с ней и постоянно выпутывает дуреху из неприятностей. При этом Марта воспринимает его помощь как должное и постоянно истерит, выдавая две коронные фразы – «Сделай что-нибудь!» и «Это ты во всем виноват!» Жизнь ее за это еще ох как проучит!
Но вместе персонажи очень органичны, искренни, и сцена с любовным признанием необыкновенно трогательна!
Все, что встречается, на пути героев, несет в себе определенный символизм. Взять, например, гигантского дракона, на спине которого стоит деревня. В деревне всегда тепло и зреет невиданный урожай. И что же делают изнеженные благополучием жители? Бурят в спине дракона дыру. Из интереса. Занавес.
Можно встретить намеки на очень даже взрослые темы – похоть и вакханалии, вседозволенность, откровенный садизм. Глубоко.
Очень душевные, местами забавные, местами грустные диалоги, пропитанные своей философией:
Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими.
В этом долгом поиске героев есть что-то и от буддизма. Чего мы на самом деле так хотим от жизни? Человек, которого мы так долго ищем, – кто сказал, что он таким и будет? Порой можно отыскать его – свою мечту – и в то же время потерять навсегда. Сейчас, когда пересмотрела фильм в сознательном возрасте, поразилась, насколько же необычна, пронзительна и непредсказуема концовка. Не ожидала такого от советской сказки.
Да, спецэффекты устарели, но воспринимаются с ноткой ностальгии. Удивительный мир. Удивительное ощущение чуда.