На станции Сейда каждый день разная напасть - то мошкара, то слепни, то комары. Как будто сидят они недалеко в кустах, и старый Овод тянет спичку - кто вытащит короткую, те сегодня летят кормиться человеками. Хотя, короткими, порой, оказываются все три, и они нападают сообща.
Погода начинает налаживаться. Небо затянуло серой хмарью и жара ушла. Облака, как снег на ветках, осели на вершинах гор. Ветер, по-осеннему колючий и сырой, заставил проводников укрыться плащами. Вечером стали включать свет.
Наш 655 поезд похож на маленькое суверенное государство. В составе есть почта (почтовый вагон), школа (передвижной учебный центр), водоканал (вагон-цистерна, который развозит питьевую воду по удаленным постам). Не хватает только роддома.
Есть своя полиция, свой президент и рабочий класс, который тянет все это вперёд. Кто победнее - идет в общий вагон. Порой там бывает тесновато, зато всегда весело. Кто побогаче, выбирают купе. Публика солидная, много иностранцев. Причём не из ближнего зарубежья, а таких, что не понимают без переводчика. Видимо сказывается близость Ямало-Ненецкого округа с развитой нефтянкой.
Местные жители (ханты, манси) тоже проезжают нашим поездом. Обычно они одеты в свои колоритные наряды и держатся особняком. Вдоль дороги можно увидеть настоящие чумы, а оленей - нет. "Олень далеко пасется, отсюда не увидишь" - объясняют они.
В заполярье каждый второй - рыбак, а каждый пятый имеет коптильню. Нельма, хариус, щокур, ряпушка - все это попробовал свежевыловленым и засоленным своими руками.
После дождей тундра как-будто ожила, озеленилась. Вот-вот должны пойти грибы и поздние ягоды. Собирать их, наверно, одно удовольствие - ни тебе густого непроходимого ельника, ни поваленных гнилых вывернутых с корнем стволов. Все как на ладони.
Эта командировка закончилась незаметно. Только первый "виток" был очень долгим с непривычки, остальные слились в бесконечный "день сурка" и пролетели как пикетные столбики за окном. В следующий раз хочу обязательно попасть сюда весной. Всем зелёного!