Найти тему
История 2.021 ☑️

Нулевая мировая. Заметки о Тридцатилетней войне (Часть 2). «Магдебургизация» и другие образы войны

Оглавление
Максимилиан I, курфюрст Баварии (1573-1651). © Bayerisches Armeemuseum. http://www.armeemuseum.de
Максимилиан I, курфюрст Баварии (1573-1651). © Bayerisches Armeemuseum. http://www.armeemuseum.de
Не забудьте прочитать первую часть.

Для Бога и себя любимого: смена альянсов

В 1640 году баварский курфюрст Максимилиан I осмелился на немыслимое: Бавария, самый важный союзник католического императора, захотела сменить альянс. Максимилиан I теперь желал сражаться на стороне Франции, которая в союзе с протестантской Швецией до того времени была главным врагом Баварии. В конечном счете, сменить альянс Максимилиану не удалось. Однако переменчивый баварский курфюрст показал, как надежда на территориальные завоевания перекрывает политические и конфессиональные союзы. Для Максимилиана I, в первую очередь, важно, что сам он остался курфюрстом, а Верхний Пфальц – его территорией.

Иоганн Георг I (Johann Georg I), курфюрст Саксонии. https://howlingpixel.com
Иоганн Георг I (Johann Georg I), курфюрст Саксонии. https://howlingpixel.com

Саксонский курфюрст Иоганн Георг I, с другой стороны, наводил страх на собственных граждан, несколько раз меняя союзников. В 1630 году король Швеции Густав II Адольф вторгся в империю. С помощью протестантского курфюрста Саксонии протестантскому шведскому королю удалось в течение года взять под контроль бо́льшую часть Германии. Курфюрст и ранее поддерживал императора, и уже через два года снова сражался на стороне Габсбургов против шведов. В последующие годы, с 1634-го, Швеция, потерпев поражение от Габсбургов, вступила в союз с католической Францией. Новый протестантско-католический альянс был нацелен на европейский баланс сил: обе стороны хотели предотвратить дальнейшее распространение власти императора.

Новая эра. Тридцатилетняя война: Швеция. Алебардисты и Густав Адольф II. Цветная литография, 1880. Berlin, Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte. http://spraktidningen.se
Новая эра. Тридцатилетняя война: Швеция. Алебардисты и Густав Адольф II. Цветная литография, 1880. Berlin, Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte. http://spraktidningen.se

Война в образах и символах

Самая страшная резня Тридцатилетней войны случилась при штурме протестантского города Магдебурга. В мае 1631 года войска имперского генерала Тилли уничтожили 20 тыс. из 35 тыс. горожан. Сотни лет спустя люди в Германии говорили о «магдебургизации», когда подразумевали «полное уничтожение».

Разграбление Магдебурга (Магдебургские девушки), художник Эдуард Штайнбрюк. 1866 г. https://greatzanuda.livejournal.com
Разграбление Магдебурга (Магдебургские девушки), художник Эдуард Штайнбрюк. 1866 г. https://greatzanuda.livejournal.com

События в Магдебурге так глубоко врезались в память, потому что было выпущено большое количество картин и изображений, рассказывающих о штурме. В имперской листовке говорится о резне под циничным заголовком: «Старая дева в Магдебурге замужем за генералом графом фон Тилли». На рисунке изображен город Магдебург в образе молодой девушки в свадебном платье, а победивший полководец Тилли в роли жениха. Король Швеции Густав Адольф, который не защитил город от разграбления, становится на листовке жестоким отцом невесты, который передает свою дочь победоносному полководцу Тилли.

Католическая листовка 1650 года. "Магдебургская свадьба", Mdbg, 2001, стр. 75. https://www.von-alemann.de
Католическая листовка 1650 года. "Магдебургская свадьба", Mdbg, 2001, стр. 75. https://www.von-alemann.de

Католики, которые веками поклонялись статуям Марии и изображениям святых, знакомы с изображениями и символами. Но и на протестантской стороне полководцы признают важность символов, чтобы мотивировать своих солдат и деморализовать противника.

Шведский король Густав Адольф становится спасительным «Львом полуночи», его завоевательный поход превращается в библейскую миссию. Ибо в Ветхом Завете лев уничтожает грешный город Вавилон – распространенный среди протестантов XVII века образ католической церкви.

Листовка о «stralende Jungfrau» - неукротимом городе Магдебурге. https://www.von-alemann.de
Листовка о «stralende Jungfrau» - неукротимом городе Магдебурге. https://www.von-alemann.de

У командующего протестантской армией Кристиана фон Брауншвейга-Вольфенбюттеля на знаменах его армии появляется надпись: «Всё для Бога и для неё». Под словом «она» подразумевалась не популярная у католиков Дева Мария, а, вероятно, Элизабет, почитаемая жена изгнанного из Богемии «Зимнего короля» Фридриха фон дер Пфальца. Элизабет становится немецким пропагандистским символом свободы. Солдаты Брауншвейга должны сражаться за то, чтобы она въехала в Прагу в качестве королевы.

Карманные деньги для мародёров: сострадание врагов

Грабежи наемников сыграли большую роль в том, что Тридцатилетняя война казалась современникам столь безжалостной. Когда город попадал в руки завоевателей, вражеские полчища бродили по улицам в поисках добычи. Многие дома наемные банды грабили три, четыре или пять раз, пока не была найдена последняя серебряная ложка. Когда мародеры подозревали, что горожане скрывают от них имущество, их часто подвергали пыткам.

Въезд в разоренный Магдебург Иоганна фон Тилли. Немецкая раскрашенная гравюра XVII века. https://vikond65.livejournal.com/
Въезд в разоренный Магдебург Иоганна фон Тилли. Немецкая раскрашенная гравюра XVII века. https://vikond65.livejournal.com/

Среди всех этих зверств случались сцены, которые показывали, что многие наемники испытывали жалость к побеждённому населению. 12-летний житель Магдебурга Иоганн Даниэль Фриз в своих воспоминаниях рассказывает о такой сцене во время грабежа родного города. Когда католический наемник с молотком идет на отца, его младший сын, который еще ребенок, лепечет наемнику: «О, просто оставь отца в живых, я хочу дать тебе свои деньги, которые я получаю в воскресенье». Солдат тронут предложением малыша отдать ему свои карманные деньги – и ради выкупа помогает семье бежать из горящего Магдебурга.

Права конфессий. Без веротерпимости не может быть мира

После 30 лет борьбы и опустошения в 1648 году война закончилась Вестфальским миром. Соглашение стало возможным только потому, что все стороны смогли договориться о балансе между конфессиями. Историк Георг Шмидт назвал мирные договоры Оснабрюка и Мюнстера 1648 года «вехой на пути к свободе совести и веротерпимости». Наряду с католиками и лютеранами, теперь официально признается и третье течение –кальвинизм. Дома и земли, отобранные у кальвинистов, были им возвращены. Важно также, что теперь были ограничены возможности для превращения вероисповедания в инструмент силовой политики. Если правитель страны решит изменить свое вероисповедание для нового союза, он больше не сможет навязать свою религию подданным.

Священная Римская империя после Вестфальского мира. Автор: User:Astrokey44, translation: ru:Участник:Jaspe - Image:Holy_Roman_Empire_1648.png, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4213292
Священная Римская империя после Вестфальского мира. Автор: User:Astrokey44, translation: ru:Участник:Jaspe - Image:Holy_Roman_Empire_1648.png, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4213292

За исключением Габсбургских наследственных земель, для имперских территорий устанавливалось территориальное вероисповедание – по состоянию на 1 января 1624 года. Кроме того, теперь для всех конфессий существовала правовая безопасность: точно определялось, как последователям разрешается исповедовать свою религию. Конечно, равные права преобладали не для всех. Католическая или лютеранская конфессии могли проводить службы публично. Всем остальным гарантировалось "devotio domestica" (домашнее богослужение). Члены конфессионального меньшинства могли жить согласно своей вере и не должны были подвергаться дискриминации из-за религиозных взглядов. В случае возникновения разногласий между членами различных конфессий, суды конфессионально занимали паритет.

Читайте первую часть.

Уникальность текста зафиксирована на Text.ru.

Источники:
Гейссер Л. История Реформации. Тридцатилетняя война. – М.: Ленанд, 2018. – 168 с.
Ивонина Л.И., Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны. Смоленск, 1996 .
Кривушин И. Тридцатилетняя война.
Полишенский И. «Чешский вопрос» и политические взаимоотношения Западной и Восточной Европы в первый период Тридцатилетней войны.— В кн.: Средние века. Сборник. Вып. 24. М., 1963.
Прокопьев А.Ю. Иоганн Георг I, курфюрст Саксонии (1585-1656). Власть и элита в конфессиональной Германии. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 824 с.
Пузыpевский А. К. Записки по истории военного искусства в эпоху 30-лет- ней войны. Спб., 1882.
Тридцатилетняя война (1618-1648). Причины, ход, последствия.
Тридцатилетняя война.
Wedgwood G.V. The Thirty Years War. New York, 1980.

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!