Найти тему
Artfragment

Двери, волосы и позвонки из теннисных мячей

Оглавление

В 1930-х она впервые увидела работы сюрреалистов. В 1940-х привлекла внимание самого Макса Эрнста, увела его у Пегги Гуггенхайм и вышла за него замуж. В 1950-х поселилась в городе из своих детских фантазий — Париже. А в 1960-х стала пионером мягкой скульптуры. Все это — о Доротее Таннинг, десятилетия творчества которой можно и дальше продолжать. Первая персональная выставка художницы открылась в Лондоне впервые за последнюю четверть века. Рассказываем, как одной картины оказалось достаточно, чтобы «заполучить» мужа, и что значили двери и длинные волосы на полотнах Доротеи Таннинг.

— Доротея Таннинг была красавицей, феминисткой, литератором, почти самоучкой и при этом одной из самых ярких художниц-сюрреалисток.

Хотя сама она наверняка ушла бы от использования женского рода. Таннинг отмечала, что уточнение «художник-женщина» так же бессмысленно, как и словосочетание «художник-мужчина». 

«Автопортрет», 1947.
«Автопортрет», 1947.

— Таннинг была потомком эмигрантов из Швеции.

Она родилась в глубокой американской провинции — в городке Гейлсберг в штате Иллинойс. Позднее она описывала его как место, где «ничего не происходило, кроме обоев». Время девочка занимала чтением готических романов, которые впоследствии оказали ключевое воздействие на ее творчество. А в детских мечтах видела себя художницей, живущей в Париже. Как показало время, эти мечты сбылись в точности.

«Парижский день. Отель Паво», 1942.
«Парижский день. Отель Паво», 1942.

— Из Иллинойса Таннинг уезжает сначала учиться в Чикаго, а оттуда перебирается в Нью-Йорк.

Девушка зарабатывала на жизнь рекламной иллюстрацией, но ее дальнейший путь определила выставка 1936 года «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм». Таннинг решила посвятить себя живописи и сблизилась с кругом сюрреалистов.

Photo by Bob Towers, 1948.
Photo by Bob Towers, 1948.

— На выставке в Tate Modern представлен знаменитый автопортрет художницы.

Себя с обнаженной грудью, в платье викторианской эпохи, с юбки которого свисали водоросли, Таннинг написала в 1942 году. На полотне она изобразила многочисленные двери (повторяющийся мотив в ее творчестве). Это оказалось символично, потому что именно эта картина дала Доротее Таннинг выход в новую реальность. Благодаря полотну она познакомилась со своим будущим мужем — художником Максом Эрнстом. Он вместе со своей тогдашней супругой Пегги Гуггенхайм отбирал картины для выставки 30 женщин-художниц. Работа Таннинг его заинтересовала.

-4

Он же дал ей название «День рождения». Макс Эрнст посетил студию Таннинг. И, что называется, остался в ней насовсем. Эрнст и Таннинг поженились в Голливуде в 1946 году и прожили вместе 34 года, до смерти художника. 

Макс Эрнст и Доротея Таннинг. Photo by Irving Penn, 1942.
Макс Эрнст и Доротея Таннинг. Photo by Irving Penn, 1942.

— Еще один шедевр Таннинг, представленный в Лондоне, — «Маленькая ночная серенада» 1943 года.

На полотне художница изобразила двух девочек как будто из прочитанных ею в детстве готических романов, двери и гигантский подсолнух. Сама Таннинг говорила, что за каждой из дверей скрывались герои их собственных драм. К середине 40-х годов в творчестве художницы уже сформировались ее ключевые темы: телесности, готических пространств, барочных ню и фантастических детей и женщин с длинными волосами.

-6

— Творчество Таннинг критики порой называли болезненно эротичным.

Художница действительно «заигрывала» с нарушениями табу. Например, писала голых детей или женщин с непомерно длинными волосами. Это был ее протест против принятых в обществе правил. Например, считалось, что женщина должна быть аккуратно причесанной. На полотне «Детские игры» 1942 года Таннинг написала двух девочек-подростков, сдирающих обои со стены. Под ними проступают части обнаженных женских тел. А волосы одной из девочек как будто перетекают в лобковые волосы потустороннего существа.   

-7

— В 1960-х Доротея Таннинг совершила революцию в скульптуре.

Она стала создавать мягкие объекты. Шила она их сама — на швейной машинке. Странных существ художница создавала из собственной одежды или тканей, которые находила на блошиных рынках.

«Лежащая обнаженная», 1969-70.
«Лежащая обнаженная», 1969-70.

А позвоночник абстрактным человеческим фигурам делала из теннисных мячиков. На выставке в Tate Modern представлена инсталляция «Комната 202 отеля Паво», законченная в 1973 году. Не исключено, что в Лондоне работа будет показана в последний раз из-за своей чрезвычайной хрупкости. Сама Таннинг рассказывала, что сюжет ей навеяла песня ее детства, в которой говорилось, что даже стены гостиницы Паво могут о многом рассказать.

«Комната 202 отеля Паво», 1970-73.
«Комната 202 отеля Паво», 1970-73.

— Доротею Таннинг не случайно называют патриархом сюрреализма.

Художница прожила 101 год. А когда в 2002-м ее попросили оценить собственный вклад в искусство, ответила так: «Я буду рада предположить, что это будет чуть больше того, что видно обычным глазом».

Dorothea Tanning with «Convolotus alchemelia (Quiet-willow window)», 1998, сopyright Peter Ross and The Destina Foundation.
Dorothea Tanning with «Convolotus alchemelia (Quiet-willow window)», 1998, сopyright Peter Ross and The Destina Foundation.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.