Многие родители уже записывают своих детей в первый класс и встают перед главным вопросом: пора или нет? в этом году или в следующем? готов ребенок или нет? в 6,5 или в 7,5?
Честно отвечаю: не знаю! Здесь нет единого ответа. Для этого нужна диагностика психологической готовности к школе. Она не имеет отношения к читает/считает/пишет. В ней оценивается мотивация, эмоциональная и социальная готовность. И об этом мы сегодня и поговорим: на какие моменты надо обратить внимание; что вы можете оценить сами; как помочь ребенку в первом классе?
На самом деле, я считаю именно эту диагностику необходимой для 100% детей.
Методики, которые используют психологи, есть в общем доступе, но ваша диагностика объективной не будет (вы изначально субъективны)! Поэтому лучше в психологов не играть, а обратиться за консультацией. Часто эту диагностику делают и психологи в детских садах.
И да, бывает, что и в 7 лет ребёнок не готов к школе совершенно. И это не значит, что жизнь закончилась и надо его срочно «лечить».
Но если "деваться некуда" и идти пора, то вы, по крайней мере, будете знать причины его сложностей в учебе и не будете давить необходимостью получать пятёрки, а сделаете акцент на помощи в дозревании эмоциональной сферы и мотивации.
Именно это, а не хорошие оценки, понадобится ему в жизни и он будет благодарен вам!
Какие моменты могут подтолкнуть вас к обязательной диагностике готовности ребёнка к классическому 1 классу нашей школы (где надо сидеть 45 минут и не выбиваться из среды):
1) повышенная тревожность и страхи. Тяжело воспринимает критику, часто плачет. Боится ошибок. Боится просить помощи. Боится чужих взрослых.
2) завышенная самооценка и невозможность принимать мнение чужих взрослых. Агрессивно реагирует на неприятие его точки зрения.
3) не может работать по образцу (делает, что хочется самому)
4) не удерживает внимание в течение 30 минут (проверять надо не более, чем за полгода до школы)
5) нет мотивации. Не знает, зачем ему в школу, не хочет туда.
Всё это сложно натренировать и ранняя подготовка к школе, при помощи сидения за партой, ребёнка не подготовит. Наоборот, часто убивает мотивацию. Помните, что до 6 лет ведущая деятельность - игровая и обучение может быть эффективным именно в виде игры. Именно поэтому задача психологического и нейропсихологического тестирования не "починить" ребёнка, а помочь вам прописать вектор индивидуального развития вашего ребёнка.
Мне очень хочется вам дать понять важные вещи. Задачи начальной школы - они какие?
- научить читать, считать и выучить таблицу умножения. Если смотреть с позиции обучения.
- а с позиции здравого смысла, психологов и мамы: важно, чтобы шло социальное развитие. Чтобы человек полюбил процесс получения знаний! Чтобы не произошло поломок в том развитии, которое уже пройдено.
- короче говоря, главный посыл начала обучения - НЕ НАВРЕДИ! К сожалению, единомышленников в этом вопросе не так много (особенно среди родителей). Часто у тех, кто ведёт первоклашек в школу, девиз: "ПОБЫСТРЕЕ, ПОБОЛЬШЕ И ПОСЛОЖНЕЕ". И так хочется спросить: "За что вы так со своими детьми?" А теперь пройдемся по конкретным навыкам, которые беспокоят родителей, и предложу элементарные пути, как помочь их развить:
1. Ребёнок ужасно пишет. Вы думаете, что надо до 18 часов в сутки увеличить прописи или посадить перебирать горох?
Ничего подобного! Необходимо тренировать крупную моторику, хотя бы на уровне игры с мячом об стену из нашего детства. А лучше: плавание и большой теннис, волейбол и бадминтон. Кроме этого - серьёзно проверить позвоночник: нет ли нарушения осанки? Как работают все отделы позвоночника? Сходить к окулисту: проблемы с письмом - это зрение, в том числе, астигматизм, знакомый мне не понаслышке.
2. Ребёнок не может и 20 минут усидеть на месте. Если это происходит за 3-4 месяца до школы (классической), я бы миллион раз подумала, отдавать ли ребёнка в этом году! Но если очень хочется что-то сделать в этом направлении, то проводите с ним больше эффективного времени. Читайте интересную книгу, задавайте наводящие вопросы, гадайте о том, что будет дальше! Предлагайте делать то, что интересно ребенку. А там и до скучного дело дойдёт. Если вы будете пытаться его удержать за партой, с целью формировать усидчивость - только навредите.
3. Ребёнок не может проиграть или быть хуже других. Вот это задача интересная. Не уметь проигрывать для этого возраста типично, но если каждый раз это трагедия, то школа превратится в нескончаемом стресс. Чем помочь? Игры, где можете проиграть и вы, и он. Не делать трагедии из проигрыша. Говорить о том, что не быть всегда первым - нормально. А если от этой фразы у вас всё жалость и всё нутро закричало, что это ненормально, то вам срочно к психологу самому!
Синдром отличника - опасное и заразное заболевание, не надо заражать им детей. Лучше наградить его правильной мотивацией и желанием учиться и получать по жизни новые знания.
Что вы можете сделать сами, если психолога нет совсем?
•Тест Керна-Йирасека;
• Метод Узор Л.И.Цеханской;
• Графический диктант Д.Б.Эльконина;
• Рисование по точкам А.Л.Венгера;
• Методика Н.И. Гуткиной;
• Методика Дембо-Рубинштейн - классический набор.