Найти тему
Армянский музей Москвы

Ованес Туманян и его герои в живописи

Помните, как выглядел любимый писатель? Причесанные назад волосы, усы с бородой, добрый взгляд. Но таким Ованес Туманян был лет в тридцать-тридцать пять, во времена литературного клуба «Вернатун», то есть в самом начале ХХ века. Именно так Туманян выглядит в представлении большинства из нас. Но мастер слова не всегда был молодым и не всегда носил смоляную бороду. И вообще, армянские художники чаще изображали героев писателя, чем его самого. Но обо всем по порядку.

Егише Татевосян (1931)
Егише Татевосян (1931)
-2

Молодым бородачом с худощавым продолговатым лицом Туманяна изображали чаще всего в 1960-е и 1970-е. Именно так поэт и писатель выглядел на большинстве фотографий, тиражируемых в советское время, таким его узнавали читатели, так выглядит и самое знаменитое изображение Туманяна — памятник у Театра оперы и балета работы Ара Саркисяна. По этой причине многие, быть может, удивятся, разглядев подпись к портрету седого старика кисти Егишэ Тадевосяна. В Национальной галерее Армении хранится эскиз этой работы. Местонахождение оригинала неизвестно. Не исключено, что он хранится в семье писателя. Эскиз датирован 1931 годом, работа выполнена через восемь лет после смерти Туманяна.

В разные годы советского периода те или иные события из жизни писателя табуировались. Так, не оглашался факт его ареста в 1900-е годы, не описывались подробности работы литературного клуба «Вернатун», его активное участие в благоустройстве жизни беженцев в годы Геноцида. После митингов 1965 года, после народных волнений в Армении было принято решение построить мемориал жертв Геноцида в Цицернакаберде, и табу на темы, связанные с трагедией, хоть и не были сняты окончательно, но в значительной степени ослабли.

Только после этого стали появляться жанровые картины с Туманяном. Такова, например, картина Альберта Парсамяна «Туманян с беженцами», написанная в 1969 году. Но не только тема Мец Ехерн проявилась после 1965 года. Туманян и Комитас, Туманян и праздник Вардтон (не путать с Вардаваром), Туманян в городке Ошакан — ни одна из этих картин не могла появиться раньше 1965 года. Даже академический и по-советски основательный групповой портрет «Вернатун» написан Дмитрием Налбандяном в 1970-е.

Меружан Арутюнян «Туманян. Вардатон» (1970)
Меружан Арутюнян «Туманян. Вардатон» (1970)
-4

Особенно интересна в этом контексте картина Меружана Арутюняна (1927-1971) «Туманян на Вардатоне, празднике роз», написанная в 1970 году. Здесь писатель изображен седым старцем. Между тем, в 1914 году, когда он вместе с художником Геворгом Башинджагяном организовал первый Вардатон, писателю было всего 35 лет. Впрочем, Туманян и не дожил до старости, он скончался в 1923 году в возрасте 54 лет. Праздник был посвящен памяти ашуга Саят-Новы, он проводится по сей день. Участники приходят к городской площади, на которой похоронен ашуг с красными розами и возлагают их к его могиле. Красная роза — один из знаковых символов ашугской культуры. На картине две девушки посыпают лепестками роз дорогу поэта, идущего во главе шествия.

Картина Мкртича Камаляна (1915-1971) «Исаакян и Туманян в Ани» более исторична, хоть и написана в современной фантазийной манере. Мы видим писателей совсем молодыми, такими, какими они и на самом деле приехали когда-то в разрушенную столицу Армении. В руках у Исаакяна обломок статуи, их сопровождают образы святых со стен церквей, будто призраки покинутого города.

Мкртич Камалян «Исаакян и Туманян в Ани»
Мкртич Камалян «Исаакян и Туманян в Ани»

Вот более ранний сюжет, выполненный еще в 1940-е годы. Перед нами два эскиза к картине «Туманян с крестьянами» 1946 года Степана Тарьяна (1893-1954). Момент общения знаменитого человека с простым народом сюжет весьма популярный в советской живописи тех лет. Так изображали Хачатура Абовяна, музыковеда Комитаса, а чаще всего самого дедушку Ленина. Но давайте сравним эти рисунки с картиной Генри Сиравяна (1928-2001) «Праздник Цахказард, Туманян и Комитас» 1969 года. Здесь два деятеля наблюдают издалека за деревенскими девушками, отмечающими старинный праздник. Отличие сюжетов в том, что в первом случае изображена абстрактная миссия в народ. Во втором — профессиональная деятельность Комитаса и Туманяна, как этнографов-собирателей.

Генри Сиравян «Веночек. Туманян и Комитас» (1969)
Генри Сиравян «Веночек. Туманян и Комитас» (1969)

Интересны и иллюстрации к произведениям писателя, особенно работы Григора Ханджяна (1926-2000), иллюстрации к мистической поэме «Лориец Сако». Менее известны академические работы Акопа Жамкочяна к трагической поэме «Маро».

Григор Ханджян. Иллюстрация к «Лореци Сако»
Григор Ханджян. Иллюстрация к «Лореци Сако»
Григор Жамкочян. Иллюстрация к «Маро»
Григор Жамкочян. Иллюстрация к «Маро»

А гравюры Грайра Акопяна к поэме «Ахтамар» весьма современны для времени своего создания, середины 1970-х. Художник изобразил княжну Тамар и ее возлюбленного произведения обнаженными, избегая анатомических подробностей на теле юноши, как это было принято в те времена. Иллюстрировал «Ахтамар» и знаменитый художник Мгер Абегян (1909-1994), примерно в тот же период. Его работы тонкие и изящные, на них Тамар стоит не с факелом, как ее обычно изображают, а разжигает костер. Нужно отметить, что в 1950-е и 1940-е «Ахтамар» не была так популярна как другая, ныне почти забытая поэма «Парвана», также посвященная несчастной любви. Иллюстрации к ней создал Акоп Коджоян (1883-1959) в конце 1950-х.

-9

В завершение рассмотрим образ Ованеса Туманяна, созданный Григором Ханджяном. На фреске «Возрожденная Армения» мы видим его в коллективном портрете выдающихся деятелей армянской культуры ХХ века. Туманян стоит во главе группы самых ярких писателей, артистов, художников, стоит как предводитель, занимая самое высокое положение. Так академик Ханджян показал место Туманяна и его роль в судьбе Армении.

-10

Нарине Эйрамджянц