Найти в Дзене
Мода в книгах

Шутки Коровьева: обувь 1920-х и 1930-х во время сеанса в Варьете

В 12й главе романа "Мастер и Маргарита" читатель наконец-то сталкивается именно с дамскими модами. До этого речь шла об одежде, которую носили москвичи - состоятельные и не такие состоятельные, днем или в вечернее время, мужчины и женщины. Но только в 12й главе мы наконец-то сталкиваемся с настоящими новейшими парижскими (если верить Коровьеву, впрочем, верить Коровьеву никак нельзя!) модами.

В этот раз мы поговорим о модной обуви конца 1920-х и первой половины 1930-х годов. Напомню, что год действия романа точно указан быть не может: исследователи сходятся во мнении, что следует брать временной отрезок между 1928 и 1940 годом, при наибольшем стечении всех обстоятельств в первой половине 1930-х годов. Поэтому в статье мы рассмотрим модели обуви примерно 1928-1936 годов.

"В других витринах появились  сотни  дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — черных, белых, желтых, кожаных,  атласных, замшевых,  и  с ремешками, и с камушками."

Вечерняя модель 1930-х из атласной ткани с вышивкой. Каблук тоньше и выше, чем в 1920-х.
Вечерняя модель 1930-х из атласной ткани с вышивкой. Каблук тоньше и выше, чем в 1920-х.

Первая же посетительница - брюнетка из десятого ряда - начинает свое преображение с примерки туфель. Она сняла правую туфлю, а вместо нее надела новую сиреневую. Цвет сразу указывает нам назначение: это вечерняя пара обуви.

Вечерняя обувь этого периода и правда поражала воображение разнообразием цветов и материалов. В 1920-х каблуки зачастую были отделаны стразами, а верх декорирован вышивками. В 1930-х годах декор стал спокойнее, зато высота каблука увеличилась. И всё равно вечерние и дневные модели обуви значительно различались между собой.

Вот пример вечерних туфель "с камушками", как выражается автор:

Вечерняя модель с устойчивым каблуком, отделанным стразами. В 1920-х каблук должен был позволить танцевать чарльстон - отсюда и небольшая высота, и удобная форма.
Вечерняя модель с устойчивым каблуком, отделанным стразами. В 1920-х каблук должен был позволить танцевать чарльстон - отсюда и небольшая высота, и удобная форма.

И последний штрих. Брюнетка примеряет новую сиреневую туфлю. Кстати, в предыдущей редакции романа дама из 10-го ряда вовсе не брюнетка, а блондинка - но всё равно она выбирает сиреневые туфли. Этот цвет встречается не раз на страницах романа, а в выбранный временной период вообще был очень популярен для вечерних нарядов.

Вечерняя модель атласных туфель 1920-х годов, с устойчивым каблуком и вышитым верхом. Знаменитая Т-образная перемычка позволяет плотно удерживать туфли во время танца.
Вечерняя модель атласных туфель 1920-х годов, с устойчивым каблуком и вышитым верхом. Знаменитая Т-образная перемычка позволяет плотно удерживать туфли во время танца.

Что же касается ремешков, то на вечерних моделях они практически всегда были, особенно пока "вечер" подразумевал танцы: фокстрот, чарльстон, танго (танго относится, скорее к предыдущей эпохе, но и в выбранную эпоху всё еще актуально).

Теперь поговорим о повседневных моделях. Явиться на вечернее мероприятие в повседневных летних туфлях, в которых в теплое время года ходят по улице, было странно. Если уж есть вечернее платье, то должны быть не просто красивые летние, а именно вечерние, специальные туфли. Вот как разграничивает разные виды обуви американский каталог готовой одежды:

Каталог готовой одежды и аксессуаров Sears, 1930е годы.
Каталог готовой одежды и аксессуаров Sears, 1930е годы.

Сверху повседневная закрытая модель из плотной темной кожи, посередине легкомысленные босоножки с бантиком для романтического времяпрепровождения после полудня (скажем, чаепития в саду или прогулки с другом), внизу - шикарные туфли для вечера. Вечер, как помним, начинается в 19 или в 20 часов.

Повседневные туфли тоже встречаются на страницах романа: Маргарита носит черную обувь с пряжками и накладками в виде бантов. Женщины во время грозы снимают туфли и чулки и стоят в арке босоногие, пряча обувь от дождя. Об этом мы поговорим в следующий раз.